Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Все утра мира (1991) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Жан-Пьер Марьель
  • Жерар Депардье
  • Анн Броше
  • Гийом Депардье
  • Кароль Ришер
  • Мишель Буке
  • Жан-Клод Дрейфус
  • Ив Гаск
  • Ив Ламбрехт
  • Жан-Мари Пурье
Режиссер — Ален Корно
Год — 1991
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.528
Рейтинг по IMDB 7.50

Отзывы о фильме "Все утра мира"

Имя: Amaranthus
Отзыв: Данная картина — один из тех случаев, когда экранизация произведения производит несравненно большее впечатление, чем оригинал, и в то же время является неотъемлимой частью книги, ее иллюстрацией. Снятый в 1991 году Аленом Корно по одноименному историческому роману французского писателя Паскаля Киньяра, фильм резко выделяется на фоне предыдущих работ режиссера. Пережив период криминальных триллеров, Корно создал очень глубокий, философский фильм-размышление, сразу же получивший признание, победу в нескольких номинациях и премию «Сезар».

В отличие от книги, в фильме рассказ ведется от лица главного героя, знаменитого французского музыканта 17го века Марена Маре, роль которого в юном и зрелом возрасте исполнили Гийом и Жерар Депардье. Сразу отмечу, было очень интересно наблюдать за игрой Гийома, зная о его сложной, трагичной судьбе и о постоянном невольном сравнении с отцом.

Историю можно разделить на несколько сюжетных линий. Это путь самого Марена Маре от простого музыканта до признанного виртуоза и композитора, путь нелегкий, полный заблуждений, ошибок, но который ему удалось достойно пройти и стать настоящим мастером. Всю жизнь Марен стремился разгадать загадку своего учителя, понять секрет его поистине волшебных мелодий, не оставляющих никого равнодушным. И только через много лет, добившись своим техническим совершенством исполнения славы и состояния, осознав призрачность и фальшь такого «искусства», он наконец-то получает долгожданный «первый и последний» урок у своего учителя.

Мудрость к учителю тоже приходит не сразу. Достаточно противоречивая жизнь Сент-Коломба тому подтверждение. Внешне жесткий, лишенный каких-либо эмоций, суровый отец, внутри оказывается тонко чувствующим, беззащитным перед горестными воспоминаниями о жене. Это по-настоящему одинокий человек, доверяющий свои чувства единственно верному другу — музыкальному инструменту виоле da gamba (прототип современной виолончели).

Довольно выразительно и сильно показана печальная судьба старшей дочери мастера Мадлен де Сент-Коломб и ее любовь к Марену, так и не нашедшая отклика в его сердце.

Но основная и, пожалуй, единственная связывающая всех тема здесь — Музыка, именно с большой буквы… Ведь речь идет не просто о мастерстве, виртуозной технике владения инструментом, и даже не об искусстве, а о понимании ее сути, неподвластной времени и моде, ее силы, способной донести до человека то, что не передаст слово, ее энергии, воскрешающей воспоминания и соединяющей прошлое с будущим. «Музыка существует, чтобы выражать вещи, которые мы не можем сказать словами, вот почему она не вполне земная».

Подобно неповторимости рассвета ранним утром, жизнь человека озаряет мир и проходит безвозвратно, но все время остается что-то неизменно-постоянное, связывающее все утра мира… Это фильм о той Музыке, которая есть всегда, везде и в каждом, о чем-то вечном, «что было до нашего рождения, до того, как мы начали дышать или увидели свет».

9 из 10


Имя: komnin1
Отзыв: Хорошая кино-иллюстрация к киньяровской повести. Фильм удачно воспроизведен и дух, и содержание произведение. Да и почему бы экранизации быть неудачной, ведь П. Киньяр был соавтором сценария. Послушать игру на виола де гамба.

Что касается «статичности», то ведь это не боевик с погонями. Главное и в книге, и в фильме — музыка. Противоречие между очарованием барочной музыки и ее ограниченностью, попытки гениального музыканта вырваться за пределы. Но все эпохи ограничены рамками имеющихся возможностей, все утра мира проходят, но живет тяга к новым.

Я почему-то думал, что Сент-Коломб — это придуманный персонаж. Но, нет, можно послушать его музыку. Нашел его пьесы.

Жаль тех времен, когда люди могли искренне считать музыку волшебной. И книга, и фильм пытаются воскресить это чувство.

8 из 10


Имя: remigius
Отзыв: В истории кинематографа найдется немало фильмов-биографий, добрая их половина посвящена жизни творческих гениев: композиторов, писателей, художников. Однако фильм «Все утра мира» по сути ни является фильмом-биографией, хотя основные персонажи фильма — композиторы XVII века Сен-Коломб и Марен Марэ. Это фильм о творчестве, где музыка является главным героем. Что-то похожее мы можем увидеть в более известной картине «Девушка с жемчужной сережкой», где с тем же сакральным пиететом показана работа живописца.

Да собственно что нам известно о Сен-Коломбе, любой специалист по старинной музыке скажет: «почти ничего». О нем мы действительно не знаем почти ничего, кроме его музыки. Да и сама музыка, надолго забытая только сейчас проступает из небытия, как и забытый волшебный инструмент — виола де гамба.

Благодаря таланту Жорди Саваля — одного из лучших в мире исполнителей — этот инструмент зазвучал для нас вновь, воскресив давно ушедший мир Сен-Коломба.
Каждый кадр фильм будто бы взят с картин Латура или братьев Ленен, что в сочетании с музыкой и превосходной игрой актеров дает потрясающую симфонию эпохи раннего Барокко.


Имя: DmitryKolesnikov
Отзыв: Великая атмосфера Барокко!!! Здесь музыка превыше всего!

Композитор Сен-Коломб после смерти жены уединяется в своей комнатке, играя по тринадцать часов в день на виоле да гамба. Когда его две дочери подрастают, он учит их игре на этом инструменте. Дворяне посещают их концерты, их привлекает этот таинственный звук, производимый инструментом (все дело в том, что добавляется седьмая струна и смычок держится в руке иначе).

Великая атмосфера! Репетируя, композитор наливает бокал вина, отпивает его, и начинает играть. Возникает ощущение, будто ты пробуешь на вкус музыку. Красивейшие мелодии играет композитор, не открывая своего журнала с нотами. Его пальцы помнят все произведения. Ему не надо думать, когда он играет. Он чувствует свою жену, играя на инструменте. Ему являются ее видения.

Жорди Савалль, величайший каталонский музыкант и композитор, написал изумительные мелодии для этого фильма. Он также является создателем великолепного Hesperion XXI, ансамбля, играющего в стиле барокко. Благодаря ему, многие знают до сих пор инструмент виола да гамба.

Великолепное актерское мастерство, восхитительная музыка, красиво переданная атмосфера — все это складывает картину величия Музыки!!!

Неоспоримо,

10 из 10


Имя: Lola Nightingale
Отзыв: Однозначно — это фильм для определенного круга людей: для тех, кто действительно хорошо разбирается в классической музыке, для тех, кто ее чувствует и понимает. Наверное, эти люди наслаждаются двухчасовым просмотром под «прекрасные звуки виолы». Для меня же это были два часа заунывного «пиления», хотя я вовсе не противник классической музыки и временами с удовольствием ее слушаю. Возможно, виола — не мой инструмент.

А кроме музыки… из фильма и вынести-то больше нечего. Разве только единственную философскую фразу, произнесенную подчеркнуто-глубокомысленным тоном: «Все утра мира проходят безвозвратно…».

Ну и напоследок — Жерар Депардье тут просто ужасен!

Резюмируя, скажу, что для меня это худший фильм, который я когда-либо видела. А каким он станет для вас — полностью зависит от глубины вашей любви к виоле).

1 из 10


Имя: LetaGordeeva
Отзыв: Удивительно, почему я не видела этот классический фильм раньше? Тем более, что Jordi Savall — моя давняя любовь. Это истоия об одной мелодии, способной вернуть к жизни, и о нежных душах, которые так же остро нуждаются в счастье и любви, как цветы — в солнце, воде и тепле. О том, что только познавший эту острую необходимость может стать музыкантом. До тех пор он может жить, окруженный музыкой и играть для короля, но музыкантом — не будет.

Только сегодня читала, что любовь нуждается в уединении — это у Стендаля. Мысль перекликается с небезызвестной колкостью Оскара: «Настоящая великая страсть встречается ныне довольно редко. Это привилегия людей, которым больше нечего делать». Те, кто не может найти времени, чтобы побыть наедине с собой, не способны к по-настоящему глубоким переживаниям — это говорю не я, а они с моей помощью.

?Чтобы пробудить чувства в придворном сапожнике (экий каламбур) может буквально уйти целая жизнь, а иной человек видимо так и умрёт, не узнав тонких переживаний, подчиняясь собственному телу. Такое кино. Разделять эти идеи уже не модно, и я думаю, что для многих фильм станет сказкой, романтизированно излагающей кусочек из жизни ушедшей эпохи. А вот этим суждением, думаю, проникнется большинство:

?Музыка не для короля и не для масс; её достаточно разделить с одной — мало-мальски близкой — душой, сидя за бокалом домашнего вина в маленькой деревянной хижине недалеко от заиндевелого озера. Впрочем, и сама музыка в этом случае может стать только метафорой.

9 из 10


Имя: Enjia
Отзыв: Волей судьбы пересекаются пути Сент-Коломба, странного и сумрачного человека, презирающего известность и черпающего силы только в искусстве, и молодого амбициозного человека, чье рвение к знаниям дополняется вполне прагматическими соображениями. Первый лишь отчасти живет на земле, пребывая в собственном мире, недоступном большинству. Второй, умело используя полученные навыки, добивается признания и становится придворным музыкантом. На первый взгляд, у них нет почти ничего общего.

Но это не совсем так. В фильме действуют три главных героя: гениальный отшельник Сент-Коломб, его ученик Моран Марэ и Музыка. Двое первых, воплощающие, казалось бы, разные целеполагания, противоположные подходы к искусству, сходятся и расходятся, спорят друг с другом, причиняют боль один другому — но в финале встречаются как равные, достигая абсолютного взаимопонимания, говоря на едином языке. А третий постоянно и незримо находится рядом, пронизывая собой не только их жизни, но и весь мир.

И это трио заставляет задуматься зрителя: что же есть музыка, в чем ее назначение? Герои не могут представить без нее своей жизни, музыка сопровождает каждый их шаг, налагает определенные обязательства. Она принимается ими как неотъемлемая часть существования. Но почему? Вероятно, потому, что музыка вездесуща и всеобъемлюща. Каждый звук мира наполнен смыслом и находит свое отражение в музыке. Любопытно показано, как Моран старается найти ответ на вопрос, для чего музыка нужна. Суть же в том, что она просто есть. Ее не может не быть. Она живет в зримом мире, но воплощает и его нематериальную — незримую и невысказанную — сторону. Она начинается там, где заканчиваются слова, и поэтому наиболее выразительна музыка скорби. Именно скорбь об утраченном сблизила мэтра и его будущего ученика. Не случайно, надо думать, в фильме часто обыгрывается соседство сумрака, тишины и музыки. Музыка дает возможность приобщиться к другому, более возвышенному миру, и только тот, кто чувствует его, может называться гением.

Потому же, как мне кажется, в фильме тесно связаны музыка и смерть. Ведь смерть — это тоже непознанная, таинственная сторона мира. Смерть героев практически всегда сопровождается звуками музыки. Но появление умершей жены Сент-Коломба, его частые беседы с ней, а позднее — явление Сент-Коломба своему ученику наводит на мысль о неокончательности смерти. Как говорит Сент-Коломб, каждая нота должна заканчиваться, умирая. Но ведь за ней следует новая нота, как и за ушедшим утром всегда приходит новое утро. В этой связи мне показался значимым интересно выстроенный кадр со свечой, якобы залитой вином, но в следующем моменте вновь горящей. Таким образом, музыка в фильме является воплощением смены времен, вечной преемственности жизни и смерти — и свидетельством того, что два мира существуют как бы параллельно. Можно считать, что оба они объективны, а можно думать, что второй мир существует в нашей памяти, которая хранит все чувства и образы. Возможно, поэтому в конце жизненного пути Сент-Коломб испытал потребность в преемнике, кому мог бы передать свой опыт, свои знания и произведения, которые он никогда не издавал, — он желал остаться в памяти другого человека, не дать себе уйти безвозвратно.

Из актеров хочется особо отметить Жерара Депардье, очень тонко передавшего невыразимые эмоции и чувства, рождающиеся благодаря музыке. Интересен образ, созданный Анн Броше (Мадлен), показавшей постепенное перерождение покорной, преданной отцу (хотя и не слишком целомудренной) девушки в почти сумасшедшую, разбитую отчаянием женщину. Небольшой, но выразительной показалась роль Кароль Ришер (Антуаннета). Странное, немного жутковатое впечатление производила Каролин Сиоль (жена Сент-Коломба) в своей отрешенности и доброжелательном спокойствии. В ней действительно было что-то нездешнее.

Огромный плюс фильма — в его насыщенности музыкой, которая восполняет краткость диалогов и фрагментарность моментов, придает особенное звучание каждой сцене. Фильм лаконичен и строг, на первый взгляд, на деле же — глубоко драматичен и эмоционален, но трагедии в нем нет. Боль и страдания как бы растворяются в музыке, которая звучит в течение фильма и торжественно, и печально, и щемяще, и гневно. Но в конечном счете побеждает свет памяти, озаряющий жизнь Морана. Все преходяще. И все возобновимо.


Имя: Micki
Отзыв: «Музыка нам дана просто для выражения того, что не может выразить слово. Вот почему она не вполне земная».

Неспешно, монотонно, вместе с аккордами, которые ловкие пальцы извлекают из струн виолы, зритель знакомится с музыкантом по имени Сен-Коломб, с его двумя дочерьми Мадлен и Антуанетт, с его безвременно ушедшей молодой женой, которая продолжает быть действующим лицом его жизни. Угрюмый, недобрый человек, но гениальный виолист, отказавшийся от мирских прелестей, отвергший предложения короля ради того чтобы жить в окружении арпеджио ветра и гамм стрекотания насекомых. «Ваш дворец меньше хижины, а ваши слушатели меньше, чем никто».

Марис Марэ в исполнении Гийома Депардье очень хотел бы стать его учеником.

«- Я думаю, я не возьму вас в ученики. — Почему, месье? — Вы делаете музыку, вы — не музыкант»

Такова сюжетная канва. Однако личностная драма осиротевшего Сен-Коломба, любовь девушки и юноши на фоне сельских пейзажей Франции, различия в мировоззрении двух музыкантов стареющего и молодого, костюмы, предметы, обстановка, похожая на картины Ла Тура — это лишь один из уровней фильма, атмосферный. Гораздо важнее — трансформации, происходящие в душе Мариса Марэ — путь в искусство через собственные боль и страдания.

«- Что вы ищите в музыке? — Я ищу скорбей и слез»

Это не просто исторический фильм, и это не совсем фильм-биография, это даже не повесть о музыканте и музыкантах, это фильм о МУЗЫКЕ. О человеке, который не только посвятил свою жизнь служению мелодии и гармонии, можно сказать, что они — есть смысл его жизни. Для автора картины — это возможность поговорить, пофилософствовать, донести свое отношение к музыке не только до разума, но и до сердца зрителя.

«- Вы уже узнали, что музыка существует не для королей
-Я узнал, что она существует для Бога
— Вы ошибаетесь, Бог может говорить
— Для Слуха?
-То, что я не могу сказать, не существует для слуха
— Для молчания?
— Молчание — это только противоположность языка
— Для любви?
— Нет
— Тогда я не знаю, месье…
— Нужно оставить глоток умершим!?
-Вот, уже теплее…»

9 из 10


Имя: cyberlaw
Отзыв: Медитативный фильм погружающий в своеобразную пространственную спираль в которой все действие ограничивается звуковой полифонией мелодичности. Виолончель и нотный стан, скрипка, становятся центром фильма, информационно насыщающим зрителя. Факультативно перед нами разворачивается ретроспективная история двух композиторов. Постоянные флэшбеки и отсутствие последовательного повествования тут идут на пользу — будто мы вместе с [возможно умирающим] героем Жерара Депардье переосмысливаем некоторые события его жизни. Горячая молодость и стремление к успеху входят в противоречие с таким насыщенным и самодостаточным погружением в искусство, которое проповедует герой Мариэля. Собственно, на этом можно было бы и остановиться. Скандалы, роман с дочерью учителя, изгнание и смерть девушки — едва ли могут быть действительно интересными. Режиссер фильма Ален Корно все это понимал и постарался возвысится над историей сняв яркую мерцающую зарисовку в большей мере отражающую чувственность, нежели конструктивную составляющую.

Правда, в сравнении с другим фильмом 1991 года, который также подробно рассказывает нам о погружении в мир искусства — «Прекрасной спорщицей» Риветта, фильм Корно показался мне не таким глубоким. Напряженное молчание в фильме Риветта помноженное на безупречную обнаженную красоту Беар сталкивается с однообразной клиповой эстетикой Корно. При всех очевидных преимуществах фильма именно его однообразность не позволяет мне поставить более высокую оценку. Хотя 8 баллов от моего друга — пользователя prouste говорят для меня о многом, подтверждая безусловный высокий профессиональный уровень этой работы.

6 из 10