Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Вкус солнечного света (1999) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Рэйф Файнс
  • Розмари Харрис
  • Дженнифер Эль
  • Рэйчел Вайс
  • Дебора Кара Ангер
  • Молли Паркер
  • Джеймс Фрейн
  • Давид де Кейзер
  • Джон Невилл
  • Мириам Маргулис
Режиссер — Иштван Сабо
Год — 1999
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.672
Рейтинг по IMDB 7.50

Отзывы о фильме "Вкус солнечного света"

Имя: rowkein
Отзыв: Когда-то в детстве, я переключал каналы по ТВ перед сном и наткнулся на фильм, который зацепил меня сразу, поразил в самое сердце, название его я не запомнил, но отдельные сцены врезались в память так, что теперь, через… гм… лет 5-6 они до сих пор всплывают в сознании.

Теперь уже я узнал, что это фильм снял мастер европейского кино Иштван Сабо, снял просто потрясающе и так реалистично, что забываешь о том, что это всего лишь кино.

Фильм рассказывает о судьбе трех поколений еврейской семьи, жившей в Венгии в 20 веке. Показана судьба отдельных людей на фоне исторических событий. Герои встречают 20 век, участвуют в Первой мировой войне, вступают в компартию, умирают в фашистских коцлагерях…

Масшаб картины поражает. На мой взгляд, это самый недооценный фильм. Потому что более эпического полотна о судьбе людей в течение всего двадцатого столетия я не знаю.

В фильме по сути три главных героя, которых играет Рейф Файнс, — дед, отец и сын. Три мужчины, три судьбы, которые так похожи, но которые на столько разные. Единственно, что их объединяет — достоинство и честь, которые, как показывает фильм, украшает любую жизнь и любую смерть.

Замечательно раскрыта проблема взаимоотношения в семье — отцов и детей, девочки сироты к приютившим ее тете и дяде, отношения братьев между собой, невесток — показан весь спектр человеческих чувств и эмоций, такая энциклопедия жизни.

Блестящие актерские работы, блестящик костюмы, декорации, передающие узнаваемый дух каждой эпохи, яркие типажи герои, которым сопереживаешь. Жалко, что такого же фильма еще никто не снял для нашей страны. Проследить бы историю одной семьи на фоне нашей истории 20 века — было бы наверняка очень яркое кинополотно. А этому фильму, конечно же,

10 из 10.

Очень яркое, сочное, интересное, жизненное кино, которое мне хочется пересматривать.


Имя: Alisa 2085
Отзыв: Я никогда особенно не любила семейные саги, признаться, даже перед просмотром данного фильма, я не знала о его структуре. Однако, после просмотра стало понятно, что нельзя было избрать способ лучше. Именно так нужно показывать настоящую семью, одним лицом, одним чувством и сердцем. И даже несмотря на портретное сходство, это никак не драма одного героя, тут их, пожалуй, не счесть.

Вправду, режиссеру удалось невозможное. В трехчасовой хронометрах уместить истории жизней трех людей от начала и до конца, одновременно рассказав историю страны, народа, и, возможно, всего мира в течении нескольких эпох. Были ли дети семьи Зонненштайн искренне преданы своим корням? Так просто им далось отказаться от своей фамилии «Что ж, фамилию нам дал не Бог». Насколько же сильным затем было отчаяние от осознания поступка, который дался так просто. Как легко было отречься от своей религии, не смотря на святую верность своих предков Богу.

-Ты хочешь фехтовать?
-Тогда мне придется стать венгром.

А в последующем даже отказ от своего имени был неприемлем, пусть на кону стояла собственная жизнь. И что же к итоге получили эти дети? Последнее унизительное:«Держись подальше от евреев». Осознание того, что страх перед самим собой разрушал судьбы людей, на протяжении всего существования их рода. Метания от одной партии к другой, что есть сильнейшее желание найти свое место. Чувство своей неполноценности, и высокие достижения в попытках побороть ее. Щемящее одиночество от потери самого главного, и горькое признание ошибок, что годами вершили.

Такова история мужчин этой семьи. Однако, шелковой нитью через их жизни проходит судьба единственной женщины-Валери Зонненштайн, любящей жены, заботливой матери и мудрой бабушки. Она создавала им дом, она строила свое робкое счастье, и пока мужчины метались по миру в поисках места, где их примут, она создала такое место. Именно туда они возвращались после кровавых войн, тюремных заключений и долгих разлук. Она умела находить прекрасное, умела любить, нежно и заботливо любить своих мужчин, которые во многом не осознавали, что именно благодаря ей еще держаться на плаву.

-Если ты уверен в своей правоте, ты все выдержишь. Каждое новое правительство обещало нам счастье и справедливость, но на самом деле это не ты, а они в тюрьме.

Она же научила своего внука находить красоту в мире, который он ненавидел всю свою жизнь. Она разомкнула круг злобы и сумела объяснить последнему мужчине семьи, что не нужно искать свое место, что оно там, где она, там, где дом. Такова история новой семьи Зонненштайн.

-Что ты делаешь, бабушка?
-Просто любуюсь игрой света.

«Солнечный свет» можно у нужно смотреть. Он раскрывает истины, которые порой ищут годами. Рассказывает истории, которые все мы знаем, но не понимаем в полной мере, но в которых нуждаемся, как главный герой нуждался в Боге, в которого не верил.

Очень жаль, что фильм так мало известен.

10 из 10


Имя: Matthaus
Отзыв: Иштван Сабо сотворил фильм, который не оставит равнодушным ни одного человека, приобщенного к элитарному кинематографу. Это произведение не должно носить название «фильм». Это не фильм — это эпопея жизни, жизни насыщенной и одновременно чертовски трудной. Боль, которую переживают герои на протяжении всей картины, просто неописуема, ее нельзя рассказать словами — это нужно видеть.

Игра Файнса потрясает своим профессионализмом и разносторонностью. Этот фильм стоит того, чтобы оторваться от суеты мирской и задуматься о смысле жизни.


Имя: Mary101
Отзыв: Масштабный зрелищный серьезный фильм с великолепными актерами.

В фильме рассказывается история нескольких поколений семьи Зонненшайнов — венгерских евреев. Жизненный путь трех представителей этой семьи — Игнаца, Адама и Ивана, все эти роли играет прекрасный талантливейший актер Рэйф Файнс.

За работу в этом фильме он получил приз Европейской киноакадемии в номинации лучшая мужская роль. И действительно заслуженная награда за огромную работу. Я восхищаюсь мастерством этого актера! Три такие разные и трагичные судьбы!

Семья Зонненшайнов, взявшая фамилию Шорш, чтобы спрятать свои еврейские корни, живет в сложную эпоху колоссальных перемен, войн, свержения старых режимов и воцарения новых. Каждый режим уносит с собой многие невинные жизни. Поистине удивляешься- насколько человек может быть жесток к человеку!

Ужасы фашизма, антисемитизма — как легко и быстро можно поломать жизнь человека и главное- из-за какой бредовой идеи! Я ненавижу фашизм, нацизм и другие течения, и считаю, что человек не вправе судить другого человека, неважно, чем он отличается- верой, национальностью и т. п.

Этот фильм очень важен и нужен! Его надо смотреть, потому что он лишний раз наглядно показывает опасность агрессии, замалчивания, отказа видеть угрозу, в конце концов равнодушия. Все видели, что происходит, все понимали, что готовится чудовищный геноцид, преступление против человечества, но все молчали и отказывались признаваться самим себе, отказывались протестовать.

Фашизм, Вторая Мировая война — это трагедия всего человечества, но пришла эта беда не внезапно, не как падение метеорита, неожиданное и неотвратимое. Это готовилось заранее, это обсуждалось в кабинетах, в каждой семье… Может быть, можно было избежать всех тех ужасов, что сотворили в 20 века люди друг с другом, если каждый человек был более сознателен…

В целом фильм длинный, неторопливый, драматичный (особенно трагична судьба Ивана, который побывал и в концлагере и в тюрьме). Этот фильм наводит на размышления, на осмысление политики и событий нашей относительно недавней истории. Замечательные актеры, очень много сюжетных линий, любовных историй, философии, в общем это фильм о нашей жизни. Очень советую смотреть всем, кто любит глубокое кино.

10 из 10


Имя: oscar75
Отзыв: История о нескольких поколениях венгерско-еврейской семьи. На примере одной семьи, с их личными драмами, переживаниями, надеждами и чаяниями, автор показывает как нещадный каток истории проходит по человеческим судьбам. Хронологически действие живописует панораму от времен монархии Австро-Венгрии до Венгерской революции 1956 года, попутно захлестывая Первую и Вторую Мировую войны и коммунистический режим.

Фильм является собирательным слепком жизни еврейской интеллигенции в Венгрии. Сабо брал реальные факты и прототипы и соединял их в одну кучу, делая псевдобиографию отдельно взятой еврейской семьи. И надо сказать, что у него неплохо получилось, хотя еврейская тема в кино, порядком набила оскомину.

В фильме собрался неплохой актерский состав, а Файнс играет нескольких героев. Он конечно актер хороший, но столько много Файнса, причем без особых стараний со стороны гримеров было чересчур, как по мне. Да и трехчасовой хронометраж, тоже не пошел на пользу. Сократить бы все на полчаса, да набрать разных актеров вместо героев, которых играл Файнс, то фильм бы еще выиграл. А так это получилось неплохое кино, с амбициями, но оправдывающее их. Зато надо отдать должное Сабо, воспринимается материал легко, и от фильма начинаешь уставать уже ближе к концу.


Имя: Малов-кино
Отзыв: «Солнечный свет» предлагает историю трёх поколений живущей в Венгрии еврейской семьи Зонненшайнов, которая берёт свое начало вместе с наступлением кровавого ХХ века, тогда ещё не сулящего человечеству никаких глобальных катаклизмов. Сначала молодой юрист Игнатий во имя успешной карьеры меняет фамилию предков на менее еврейскую. Однако малоутешительные для Австро-Венгерской монархии итоги Первой мировой войны перечеркивают все его многолетние потуги.

Его сын Адам становится известным фехтовальщиком, выигрывает Олимпийские игры в фашистском Берлине в 1936-м году, но опасаясь потерять социальные льготы, отказывается от иудаизма и принимает католицизм. В итоге же всё равно оказывается жертвой холокоста: в концлагере, подобно Карбышеву, его обливают на морозе холодной водой и превращают в глыбу льда. Сын Адама, Иван, переживший концлагерь, где во имя собственного спасения ему пришлось молчаливо наблюдать за казнью отца, становится после войны коммунистом, но попадает в эпицентр партийных чисток. Не желая более следовать установкам новых хозяев жизни, он отваживается преодолеть семейную склонность к конформизму и возвращает себе фамилию предков…

Чтобы несколько смикшировать неизбежный в таких случаях социальный пафос и «очеловечить» характеры, режиссёр вводит в судьбу каждого из Зонненшайнов ещё и испытание любовью. Так Игнатий, помимо воли родителей, вступает в опасный брак с кузиной, Адам поддаётся соблазну и изменяет супруге с женой родного брата, а Иван крутит рискованный роман с женой партийного босса… Все амурные приключения вполне органично вплетены в остросоциальный контекст сюжета, предавая каждому из героев образ рокового неудачника в любви.

После неоправданного десятилетнего забвения венгерский киноклассик Иштван Сабо вновь напомнил о себе масштабным полотном «Солнечный свет» (в России фильм вышел под названием — «Вкус солнечного света»). Картина тематически продолжает ключевую тему режиссёра, лучше всего обозначенную трилогией «Мефисто» (1981) — «Полковник Редль» (1984) — «Хануссен» (1988), и посвященную конфликту власти и личности. Достигнув здесь ещё большего эпического размаха, Сабо предложил взглянуть на работу исторического молоха уже сквозь призму еврейского вопроса.

В 1980-х годах Сабо сделал звездой австрийца Клауса-Марию Брандауэра, поручив ему сыграть все три главные роли в своей знаменитой трилогии. На этот раз нечто подобное случилось уже в рамках одной ленты, ставшей бенефисом английского актёра Рэйфа Файнса (прославившегося после «Английского пациента», а в параллель с «Солнечным светом» снимавшегося в главной роли в британской экранизации «Онегина»).

Исполнение всех трёх Зонненшайнов можно расценить и как своеобразное покаяние Файнса за очень сильно и потому неминуемо жестоко сыгранного фашистского палача Амона Гота в «Списке Шиндлера» (1993). Пожалуй, после спилберговского шедевра фильм Сабо стал вторым заметным эпическим произведением на еврейскую тему.


Имя: Лекс Картер
Отзыв: Картина Иштвана Сабо, венгерского еврея по происхождению, отсылает зрителя к проблеме личности человека на фоне власти и ее переворотов в XX веке. Человечности режиссер противопоставляет политику, а ближе к концу едва ли не обвиняет ее в загубленной чистоте XIX века. Хотя перевороты были и до этого, Сабо воспринимает то время, как период светлого детства, чего, например, стоит одна сцена с залитой солнцем площадкой, усеянной желтыми цветами. Впрочем, вопрос здесь стоит не общечеловеческий, а именно еврейский, для которого двадцатый век стал пиком гонений, презрений и геноцида. На этой основе выстроилось многолетнее полотно с участием трех поколений семьи Сонненшайн (Солнечный Свет) с их постепенным отказом сначала от происхождения, а позже и от веры.

Трехчасовой фильм поделен на равные части, героем каждой из которых станет представитель своего поколения, подающий надежды реализовать амбиции в обществе. Есть специфический шарм и в решении Сабо взять на роль трех людей одного актера — Ральфа Файнса. Вот уж кто в фильме точно развернулся — три развивающихся и меняющихся на протяжении жизни личности, три характера в трех тоталитарных системах и три любовные линии. Особенно играет на пользу предрасположенность Файнса к противоречивости воплощаемых образов — метания, неуверенность, принятые решения и ошибки. У него в равной мере хорошо выходит и судья, хранящий веру в монархию, и успешный фехтовальщик, которого мало что интересует кроме спортивной карьеры, и мстящий за убитого отца сын, постигающий идеи коммунизма. Поначалу, кажется, что представители трех поколений и не имеют особенной связи для того, чтобы объединять их в одну систему, но уже под конец эта ниточка будет напрямую рассказана голосами сменяющих друг друга предков.

«Вкус солнечного света» — это название бальзама, рецепт которого открыл предок семьи Сонненшайн хозяин таверны и собственного винокуренного заводика. По преданию, настойка помогала от всех болезней, и потомки не раз будут лелеять мысль, если удача отвернется спиной, наладить производство напитка. Роль черной книжечки с заветными записями в фильме невелика, более того, она сразу же затеряется в новом доме и попытки ее найти обернутся неудачей, но символический смысл этой вещицы куда глубже. Это одновременная отсылка и к деревенским корням и к родовым традициям, к памяти и к грезам о беззаботной жизни. Радость дарит даже бутылочка, в которой содержался напиток, и это опять же символ того, что подобные грезы — нечто недосягаемое, как лица на старинных фотографиях или воспоминание о россыпях желтых цветков из детства — мимолетное, ускользающее, но впечатывающееся в память на долгую жизнь.

Один из главных вопросов — должен ли человек быть самим собой, и что такое быть «самим собой». Кульминация — это письмо, подменившее заветный рецепт, а в нем послание от отца к сыну, в некотором роде своеобразное нравоучение, построенное на конкретных понятиях. При желании их можно поменять и рассмотреть не только с позиции еврея, но и с любой другой, однако идея звучит так: «Не отказывайся от религии. Я говорю не о Боге. Бог присутствует во всех религиях. Но когда жизнь превратится в борьбу за существование, ты будешь несчастлив. Религия не идеальна, но это лодка, которая сможет выдержать любой шторм». Под религией здесь можно понимать не столько догматические институты, сколько место или дело, где человек чувствует себя счастливым. Возможно, это и было бы простым нравоучением, если бы не трехчасовая история, предшествующая кульминации.

Проблематики в фильме предостаточно, и, зачастую, она не сходится клином именно на евреях. Задумывая эту историю, Сабо много размышлял и о достоинстве, которое отличает человека от животного — тема знакомая многим со школьной скамьи, ее тоже пытаются раскрыть герои фильма, давая не совсем традиционную пищу для размышлений. Значительное место уделено Гордыне, и именно этот смертный грех Сабо ставит во главе прочих, во многом через такое определение, выводя свой взгляд на политические волнения первой половины двадцатого века. Что есть правота и почему революционеры обвиняют отжившие режимы в коррупции, обещают благоденствие, захватывают власть и еще больше погрязают в тех же грехах? На этот вопрос существует масса ответов, свой Иштван Сабо дал «Вкусом Солнечного Света».

И тем не менее Сабо не претендует на правоту в последних инстанциях, более того его кино оказывается настолько тонким, что почти не способно вызвать недоверие. Это прежде всего личностная семейная эпопея, одновременно и проникшая во всестороннюю политическую жизнь, с другой, находящаяся в некой обособленности от всего, что происходит. Сущность обличает неверные системы, но у нее цели тыкать в них пальцем, а все благодаря смещению акцентов на личности, прежде всего, метущейся в круговерте общественных мнений, хватающейся, но в то же время остающейся целостной, выбирающейся из любого шторма, как та лодка под названием Религия.

Несмотря на политически и драматические черты этот фильм все же лучше причислить к лирике, как хорошее настроение в солнечный день. При огромной череде взлетов и падений история начинается в домашней непосредственности первого главного героя, поступающего учиться на доктора юриспруденции, а заканчивается в солнечный день, свободный от всех «заблуждений» двадцатого века. Конец такой можно назвать счастливым в полной мере, только после увиденного уже неловко приставлять слово «конец». Лучше — «Жизнь продолжается». И она прекрасна.

Итог: медлительная лиричная драма о еврейском самоосозании в жизни и политике в XX веке, поднимающая, помимо прочего, и другие важные человеческие вопросы.


Имя: LennoxL
Отзыв: Казалось бы, что плохого в том, что человек ищет лучшей доли? Наоборот это очень хорошо, стремление к лучшему похвально и заслуживает уважение (естественно, если это стремление не носит ярко выраженный криминальный оттенок). Вот только никто не знает, какое оно лучшее. Перед глазами зрителя проходят несколько эпох, которые, как кажется, ведут представителей семейства Зонненшайн к благосостоянию. Основатель семейного дела с пепелища села и котомки с рецептом бальзама, дошел до уважения и почета в Австро-Венгерской империи, его дети учатся в университете, дом полная чаша — живи и радуйся, но дети решили, что им надо сменить отцовскую фамилию и счастье будет им. Старик, любящий детей, пережил это, но угас когда понял, что дети выросли и жить ему незачем. И вместе со старшим Зонненшайном ушла спокойная эпоха империи, и его дети ставшие Шоршами вступили в бурную эпоху Венгерской республики и регентства адмирала Хорти. Один, сбежал от преследований за границу, другой достигший почета и уважения оставил сына, который стал олимпийским чемпионом. Но для этого пришлось сменить религию, увы, не принесло и это счастья семье Шоршей. Преследования евреев не обошло их стороной, и только приход советской армии спас их от уничтожения. Вернулся из эмиграции дядя — коммунист и молодой Иван Шорш готов отомстить фашистам за смерть отца, но увы власть безжалостна и к нему во время событий 1956 года он идет против системы открыто. Круг замыкается или спираль выходит на новый уровень, последний из Шоршей меняет фамилию на Зонненшайн и возвращается к истокам — идет человек с неясным будущим и суровым прошлым, но он гордо несет свою старую фамилию, которую сменили его деды ради лучшей жизни.

Если к какому фильму и можно применить словосочетание «эпическое полотно», то данная лента, относится бесспорно к этой категории. Масштаб истории, работа оператора, актерские работы — гармонично дополняют друг друга и делает картину шедевром. Кино о людях и про людей, которые живут, влюбляются, рожают детей и не знают про испытания и трагедии, которые ждут их. Лента получилась многогранной и живой, Иштван Сабо, как на «носовом платке» разворачивал драмы страстей и любви, умещал в хронометраж эпизода человеческие судьбы, не забывая подмечать детали и нюансы момента.

Актерская работа выше всяких похвал — Райф Файнс сыграл три роли, и все получились разные -Игнатц спокойный и рассудительный, но страстный в любви и желании достигнуть цель, Адам более импульсивный, но не лишенный обаяния, в критический момент принявший смерть, но не отказавшийся от своих идеалов и наконец Иван переживший смерть отца, мог бы сделать карьеру, наступив на себя, сложный образ мальчика-мужчины, ставшего взрослым очень быстро. Бенефис актера на мой взгляд. Остальные актеры Майкл Стронг, Давид де Крейзер, Рейчел Вайс, Молли Паркер, и особенно Розмари Харрис сыгравшую Валери Шорш в старости были очень хороши, их работы наполняли героев жизнью и светом солнца, который был частью их фамилии.

Подводя итог, могу сказать, что есть фильмы западающие в душу и спустя годы вызывающие желание пересмотреть — «Вкус солнечного света» из их числа.

10 из 10