Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Тень завоевателя (1991) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Дохдурбек Кыдыралиев
  • Тунгышбай Жаманкулов
  • Болот Бейшеналиев
  • Абдурашид Максудов
  • Заур Зехов
  • Касым Жакибаев
  • Сабира Атаева
  • Петр Морозов
  • Шаймерден Хакимжанов
  • Али Тухужев
Режиссер — Ардак Амиркулов
Год — 1991
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.216
Рейтинг по IMDB 7.30

Отзывы о фильме "Тень завоевателя"

Имя: Klerkon
Отзыв: «Гибель Отрара» («Тень завоевателя»)- это едва ли не лучший костюмно-исторический фильм казахских кинематографистов, снятый на пике «перестройки» в СССР. Тогда на фоне «парада суверенитетов» просыпалось национальное самосознание народов Средней Азии. К сожалению, свой отпечаток наложил на фильм пантюркизм, однако все это не умаляет явных достоинств фильма. Напомню, что большинство казахов считает своими предками именно кыпчаков, Отрар же, бывший обитаемым городищем вплоть до начала XIX в., располагался в густонаселенном Южном Казахстане.

В центре сюжета — судьба знатного знатного юноши-кыпчака Унжу, волею судьбы оказавшегося в центре политической интриги, которая в конечном итоге привела к гибели «мировую державу» XIII столетия — исламское государство хорезмшаха Мухаммеда. Уничтоженная армией Чингисхана, страна эта оставила свой неизгладимый след в культуре народов Степи и Центральной Азии.

Создатели картины, ставшей первым снятым в СНГ масштабным фильмом о завовеваниях Темучжина, немало погрешили против «исторической истины». В реальности Отрар действительно был разрушен монголами после долгой осады в 1219 г., после того, как кыпчакский правитель города неосмотрительно уничтожил купеческий караван и казнил послов Чингисхана. Большинство жителей погибло, однако, согласно источникам, во-первых, командовал осадной армией не сам «Потрясатель Вселенной», а его старший сын Джучи, казнивший, кстати, открывшего ворота города предателя. Археологи же вообще свидетельствуют, что в культурных слоях города, относящхся к XIII в., следов сильных пожарищ не обнаружено, а разрушению тогда подверглась только оборонявшаяся цитадель города.

Скажу сразу, что получивший немало международных призов фильм Ардака Амиркулова привлек немалое внимание к судьбе самого памятника. В 2001-2004 гг. в Казахстане успешно осуществлен проект ЮНЕСКО «Консервация и сохранение древнего города Отрар», а с 2004 г. действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара», предполагающая создание там археологического музея под открытым небом.

Неподдельная натуралистичность картин смерти, обилие в фильме крови и жестокости делает его не слишком характерным для советских картин о прошлом Средней Азии. Роль Чингисхана блестяще сыграл немолодой уже к 1990 г. таланливый киргизский актер Болот Бейшеналиев («Первый учитель», «Последняя охота», «Белый шаман», «Золотая баба», «Профессия — следователь»), и в его исполнении «Потрясатель Вселенной» выглядит не столько талантливым полководцем и мудрым государственным деятелем, сколько внушающим к себе благоговение «степным шаманом», неким земным воплощением Небесного Бога-Отца Тенгри.

Многие из идей этого довольно затратного для 1991 г. фильма позднее были решены в супердорогих новейших блокбастерах о Чингисхане «Монгол» и «Тайна Чингис-Хаана», и уже только поэтому его стоит посмотреть. Немало в фильме и философии, глубоких размышлений над фактами истории. «Где все те страны, в которых жили философы, о которых ты говорил мне», — спрашивает Унжу кыпчакского хана. Трагедия племени кыпчаков, которому в далеком 1219 г. «не нашлось места на земле», представляется в фильме в качестве некого «зеркала» печальной судьбы всего грешного человечества, органически неспособного мирно устроить свое существование на Земле.


Имя: sysulka
Отзыв: Отменный фильм о нашествии монгольской орды Чингис-хана на Хорезмское ханство, что в современном Казахстане невдалеке от границы с Узбекистаном. В картине воссозданы события, предшествующие осаде Отрара (центра кыпчаков) монголами, когда никто в Хорезме и подумать не мог, что на их могущественное государство, которому были по силам набеги на Багдад, осмелятся позариться далёкие «желтоухие монголы». Ну и само нашествие также показано, хотя именно эта часть фильма далеко не лучшая.

Несмотря на то, что Гибель Отрара снята ещё в советское время, диалоги героев носят немалый налёт религиозности, хвалы Аллаху воздаются в них без преувеличения сотни раз за два с половиной часа, что идёт фильм. В целом именно диалоги, пожалуй, и являются самым интересным в картине — мудрость Востока проступает в них с завидной регулярностью. Сам Чингис-хан выступает не в роли кровавого завоевателя, а скорее мудрого правителя, стремящегося к благополучию своего народа. История же низвержения владыки Хорезма, считавшего себя повелителем Вселенной, а закончившего нищим бродягой, также преподнесена весьма оригинально. Да и кадры «производства» серебряных масок с лица живого человека забыть будет весьма сложно.

В целом фильм, получивший премию международных критиков на фестивале в Монреале, заслуживает оценки как минимум в

7 из 10


Имя: Качнувшийся
Отзыв: Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою, павшей в прах!»
Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев —
Во все века сжигали люди на кострах.

Историческое полотно, не теряющее с годами своего пленительного притяжения. Эпоха, перелистыванием страниц, открывшаяся. Жаром надвигающихся пожарищ, дышащая. Где мы? Куда привёл нас режиссёрский гений? Средняя Азия, начало ХIII века. Ещё немного и мир перевернётся. Ещё чуть-чуть и цивилизация будет раздавлена копытами коней не знающими жалость кочевников. Растопчут и сметут. Монгольская орда вот-вот выйдет на просторы этих равнин. Великий Хорезм в беспечности последних дней.

Алексей Герман и Светлана Кармалита в «отцах картины». Благодаря им — потрясающий сценарий с духовным наполнением. Кто то попеняет, что батальных сцен с сабельными рубками здесь самый минимум, кто то упрекнёт в блеклости красочного орнамента. Всё так. Всё верно. Но именно этим фильм и хорош. Чёрно-белое изображение едва ли не документальными кадрами с переносом в эпоху Чингисхана. Интриги двора, цена человеческой жизни, подлость и предательство, лица седого Востока во всей красе. Два с половиной часа как один миг. Хочется продолжения. И двух серий не достаточно чтобы утолить жажду жадного созерцания. Отчего так? Само зрелище навевает размышления над бренностью бытия. В палитре ленты мысль и действие, действие и мысль. Мастерская увязка. Древние фрески пробуждением. Усмешки, предупреждением грядущих потрясений. Мгла пыли и кострища пожарищ. Рывки и обрывки, разливы и угасания чередой сюжетных нагромождений. Сама подача материала выбивающаяся из общепризнанного ряда. Словно отчасти наспех собранная, наспех склеенная.

Картина будет близка более взрослому поколению. Молодежи, покажется излишни сухой. Здесь зрелость необходима. Здесь эстетика иного плана на первом месте.

— Пощади хотя бы моего сына.
— Если я буду оставлять детей от таких отцов, они вырежут моих внуков.

На всём протяжении картины один и тот же человек. Он словно Вещая Кассандра имеет знание, расточает его перед людьми, но глухи к его словам уши. Пытается отвести угрозу, но сам в любую минуту может быть распят или зарублен за произносимые слова. Не слышат? Или не хотят слушать? Какая разница. Своей глупостью, высокомерием эти сановные особы предопределили свою будущность. Больно, что не только себя зачеркнули, но и сотни тысяч «подданных» пустили под нож.

Кино из «бабушкиного» сундука. Кино из копоти времён. Поседевшее. Но как выдержанное вино, букетом аромата дарящее наслаждение.

Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою, павшей в прах!»
Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев —
Во все века сжигали люди на кострах.

8 из 10