Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Такси-блюз (1990) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Петр Мамонов
  • Петр Зайченко
  • Владимир Кашпур
  • Наталья Коляканова
  • Хэл Сингер
  • Елена Сафонова
  • Сергей Газаров
  • Евгений Герчаков
  • Дмитрий Пригов
  • Игорь Золотовицкий
Режиссер — Павел Лунгин
Год — 1990
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.761
Рейтинг по IMDB 7.40

Отзывы о фильме "Такси-блюз "

Имя: NoxiusPain
Отзыв: Отличная работа от мастера российского кинематографа.

Как ни странно, кино было снято 20 лет назад, но актуально по сей день.

Я прочёл несколько кинорецензий и мне кажется, они не раскрыли суть фильма. Хотя каждому своё, и каждый понимает фильм по-своему.

В персонажах я увидел Художника, в широком понимании этого слова, блюзмэн-саксофонист Селиверстов и Страну (таксист Шлыков).

Две противоположности, которые волей судеб оказались вместе. Они ненавидят, но в то же время жить не могут друг друга; они пытаются друг друга понять, но не понимают.

Художник — человек праздник, пытающийся выразить себя во всём, живущий на всю катушку.

И Страна, которая вкалывает каждый день, у которой почти нет или не осталось духовности. Пустая и заваленная ненужным хламом (как квартира Шлыкова), погрязшая в этой серости (именно по этому, неслучайно выбран, не характерный для такси серый цвет).

Так же, неслучайны и знакомые Шлыкова, дед, в коммуналке, который всё до сих пор вопит»… лишь бы не было войны…», люди в таксопарке, ещё более «дремучие» чем главный персонаж; и девушка Шлыкова, типичный представитель тех людей, которые развалили, и до сих пор разваливают страну, своим воровством и «лёгким», а точнее бездумным поведением.

Очень интересно показано, как, волею обстоятельств, и людского безразличия, можно опустить человека, художника, до низовой планки существования, когда он будет умирать от этого безнадёжного состояния.

Фильм, как ни странно, я бы сказал, оптимистичен, своей заключительной частью. Потому как большинство Художников, гениев своего времени, так никто и не узнаёт, они либо мирятся с всеобщей серостью, либо уничтожают себя алкоголем.

Однако, всё это меняется тогда, когда Художник востребован.

Насколько интересно показана зависть Шлыкова, когда он увидел Селиверстова на огромном экране в городе,»… а может он и в правду гений..?».

Потом присутствуя на концерте, казалось бы, Шлыков проникся музыкой, двигаясь в едином такте со всеми, кто был в зрительном зале. Может оно и так, но мне кажется истинным мотивом к изменению отношения, была зависть. Зависть того, что вот перед ним уже состоявшийся человек, а не тот отброс, которого хотелось видеть,

Во истину, шикарен подарок Селиверстова, который он сделал Шлыкову — резиновая женщина.

Намёк на то, что с живыми людьми, в этой Стране, не умеют обращаться, здесь людей только используют.

9,5 из 10


Имя: Marsel EEC
Отзыв: Потрясающая картина Павла Лунгина сильная, личная, печальная история на рубеже двух государств, переходящего из одного в другое. Чувство, что развал близок, что он не минуем — все это прекрасно отражается на настроении культуры в целом. Многие настоящие художники чувствуют и стараются как-то отразить, выразить свое мнение, свое горестное или радостное отношение. Ведь для кого-то это настоящий эмоциональный скачок в эволюцию, в вагон счастья капитализма, дарующий полноту свободного рынка и бесчисленное количество возможностей во всем. Для других новый мир — это поражение и злой рок, навязанный нам третьими лицами с какой-то целью (можно придумать все, что душе угодно). Очевидно, что у каждого свое мнение, его нужно уважать и принимать.

Павел Лунгин создал мир на перепутье, столкновение поворотов, которых не минуемо, притягивает друг к другу и они влияют друг на друга. Жизнь и эксплуатация жизни, существование и способ уровнять всех перед неминуемой судьбой, искоренение чего-то нового, неординарного, гениального и в это же время с другой стороны чего-то непонятного, ненужного. Уничтожение и приведение под копирку всех, создание себе подобных. Но при этом оба мира оригинальны и полны идей по своему. Нету в них ничего ужасного, нету в них ничего отвратительного или омерзительного, они хороши по своему. Как и все люди, одни гениально играют на гитаре, другие с точностью до миллиметра возводят дом. Насильно навязывать свои идеи и убеждения — никогда это не проходило даром и не забывалось, а только концентрировало гнев и выплеск агрессии.

Фильм отчетливо показывает обеспокоенное отношение автора к туманной действительности, к настоящему горю уготованного советскому народу. До сих пор трудно поверить, что тело жизни страны было расчленено на части и практически бессвязно потеряно.

Талант и дар, который сквозь века будут помнить и чтить, потому что — это, то немногое, что дано человеку от бога, от природы. Эти способности предназначены и принадлежат всему миру, главная и тяжелая ноша обладателя — демонстрировать их обществу, прививать настоящее искусство, искушать и заманивать в сети просвещения.

Потрясающе атмосферный фильм. Меланхолия и точечный декаданс сосуществуют вместе и творят настоящий живой, притягательный мир, который можно пощупать глазами. Потрясающая операторская работа. Феноменальная музыкальная составляющая фильма красивая, запоминающаяся и невероятно одухотворенная.

Великолепное кино, отображающее гигантский слой проблем в неудобном срезе общества. Сильный и поучительный, искренний и неотягощенный, небанальный и великолепно срежиссированный, оставляющий полноту аромата величественности. Возможно, фильм немного суховат и раздражителен, но это мелочи.

Потрясающий актерский тандем Петр Мамонов и Петр Зайченко. Настоящие близнецы зазеркалья своих душ. Настолько разные характеры, настолько близкие, что трудно заметить это, когда очевидность лежит перед носом. Тандем искренних людей, выросших в одной стране, но принципиально разных характером. Пытающиеся понять и помочь друг другу. Потрясающая химия между актерами начинается с первых кадров и проносится словно луч света, пытающийся настроить на диалог двух людей, принципиально по-разному смотрящих на жизнь.

Отличный фильм. Великолепная история отношений на философском уровне. Конечно, фильм не однозначен, но ведь в мире редко встретишь такое качество.

Осталось только посмотреть.

9 из 10


Имя: Micki
Отзыв: По фильмам можно судить об эпохе, когда они создавались. Однако, если наши потомки будут представлять себе жизнь в России, в конце 80-х годов по этому фильму, то их мнение будет несколько неправильным.

С самого начала видно, как режиссер не любит Россию, совершенно не важно Советскую или не Советскую, но Россию. Он так ненавидит государство, которое его вырастило и воспитало, что помнит только плохое. В самом начале фильма, камера проходит по колонне демонстрантов с длинным рядом красных флагов, а затем акцентирует внимание на огромных подсвеченных буквах — СССР.

В самом начале фильма происходит знакомство двух главных героев: Леха(Петр Мамонов) и Иван Шлыков(Пер Зайченко). Павел Лунгин противопоставляет нам двух абсолютно разных людей. Иван — таксист, сильная личность, крепок физически, спокоен, уравновешен. Саксофонист Леха — трус, пьяница, подлец, истерик(кидается под поезд, изображает мнимую болезнь). Он даже музыку то играет «не нашу» — блюз. Иван, испытывающий к таким как Алексей, ненависть, теперь получает все права ее реализовать, так как тот «кинул» его, не заплатив за длительную прогулку на такси по ночному городу.

У каждого своя правда: Алексей считает себя гением и непризнанным интеллектуалом, и, даже попадая в материальную зависимость от Ивана, не хочет быть его рабом. Иван же, разглядев «искру» в Лёхе, полюбил его, а иначе как объяснить его поступки, и поэтому стал перевоспитывать его на свой манер, чтобы тот был человеком, хотел и умел работать, а не только играть на «дудке».

Если Петру Зайченко с самого начала веришь, то игре Мамонова не поверил ни на минуту. Вначале, в такси он совершенно переигрывал, изображая пьяного клоуна, далее внезапно трезвеет и становится серьезным — нет логики, да и не верю актеру. Далее, даже не пытался играть алкоголика в запое, которому нужна доза: спокойно, без эмоций, клянчит деньги на водку. А где нервная дрожь тела, рук, внутреннее напряжение, потливость, краснота лица или бледность — вот как выглядит похмелье.

Все в фильме наполнено обычных штампов: если таксисты — то пьют водку в середине дня из граненых стаканов; если интеллектуал — то обязательно или еврей, или слишком нервный как администратор в роли Сергея Газарова. В этом фильме максимализм Лунгина проявился в полной мере: Иван наделен всеми признаками трудового народа с его простой жизненной философией и желаниями, а Алексей, напротив, всеми чертами интеллигенции. Но Я по прежнему не поверил в Мамонова как опустившегося интеллигента: ни когда он старательно украшал незамысловатый бутербродик листиком петрушки, ни когда кричал Ивану: «быдло».

Ощущение одиночества, которое оставляет после себя фильм, закономерно, потому что подобные личности вряд ли способны быть вместе: один (Алексей) не хочет понять другого, а другой (Иван) не может, сколько не пытается.

Из положительных моментов фильма необходимо отметить хорошую игру Петра Зайченко, операторская работа на высоте, неплохой сценарий.

Но то, что портит фильм, так это общее ощущение вечно пьющей, вечно гуляющей страны. Этот режиссер, и многие другие, подобными фильмами, представляя их на знаменитых кинофестивалях, создали за границей миф о России, как о стране полнейшего беспредела, миф, который до сих пор никому не удается разрушить.

6 из 10


Имя: oduvawa
Отзыв: Как всегда, пронзительно и в точку, как всегда с болью в сердце, но правдиво и беспощадно, как всегда, размашисто и метафорично… Как всегда, Павел Семенович, мне не хватает слов, я просто снимаю шляпу…

Знаток человеческих душ о наболевшем, о годах перестройки, о времени беспросветности и бесперспективности, о времени, когда привычнее забывать о человеческом, а просто выживать, о том, как важно отрешиться от дольнего и устремить взгляд в гору, не забывая о том, что ты не просто тварь, но Человек!.. И все-таки надежда умирает последней.

Два абсолютно разных человека, ненадолго сойдясь, навсегда меняют судьбы друг друга. Их короткое взаимодействие становится поворотным моментом на пути каждого из них, заставляет каждого из них взглянуть на себя со стороны, действует отрезвляюще и дает шанс на веру в лучшее, шанс все изменить. Ведь правду говорят, что каждая встреча в нашей жизни неслучайна.

10 из 10

Лунгин — мой особый случай, вне конкуренции и баллов. Просто браво!..


Имя: Малов-кино
Отзыв: Дебютная режиссёрская работа бывшего сценариста Павла Лунгина посвящена неистребимой русской мечте о лучшей жизни, едва ли не ключевой национальной идее ХХ века, берущей своё начало ещё в чеховских пьесах. В конце 1980-х рок-группа «Наутилус Помпилиус» сделала её почти общенародной шлягером «Гуд бай, Америка». Второй, не менее актуальный, взгляд на картину можно обозначить в ракурсе вечно актуальной темы «Еврей в России — больше чем еврей». И всё-таки суть ключевого конфликта упирается здесь не столько в национальные, сколько в социальные отношения.

Лунгину (как мало кому в переходную перестроечную эпоху) удалось отразить суть философии «совка» — человека, порожденного социализмом. Совок, как социальный тип, предстаёт тут в образе простого московского таксиста Ивана Шлыкова, исповедующего культ силы и воздающего ему дань ежедневным накачиванием бицепсов. Шлыков являет собой симбиоз страстного правдолюбца и мелкого рвача, который не брезгует никакими левыми заработками. Именно он, гегемон-полукровка, берётся перевоспитать вечно «расслабленного» саксофониста Лёшу Селивёрстова, однажды кинувшего Шлыкова на десять кровных рублей.

Селивёрстов — другой пример социального гомункулуса, что-то среднее между деклассированным элементом и представителем богемной молодёжи. Суть конфликта как раз и определяют их отношения «дружбы-ненависти». Столкновение правильного Шлыкова, который живёт, как положено, с инертным Селивёрстовым, который существует так, как ему заблагорассудится, — приводит к нешуточной драме характеров. Шлыков не может ни понять, ни простить пофигистской способности Лёши жить, как тому хочется. Имея пред глазами пример свободного духа, Шлыков, как ни пытается, не может до него дотянуться.

Тогда он ищет у Селивёрстова искреннего расположения, не осознавая, что не может быть его другом по определению. Обессиленный, он прибегает к третьему, испытанному и верному способу: решает посвятить Селивёрстова в простое человеческое счастье путём перековки в себе подобного. Лунгин особенно и не пытается скрывать сюжетную и идейную связь со знаменитым «Таксистом» (1976) Мартина Скорсезе, главный герой которого, намеревался силой перекроить мир, согласно своим о нём представлениям. Крахом последних иллюзий Шлыкова становится поездка Леши в Америку.

Теперь он ещё острее начинает осознавать всю несправедливость жизни: почему этот без пяти минут алкоголик, наркоман и бомж вкушает плоды удовольствия в сказочной стране, а он, Ваня Шлыков, весь такой безупречный, вынужден «хлебать щи лаптем»? Так и не способный воспарить, но готовый в случае необходимости подчинить и уничтожить, Шлыков уподобляется здесь Сальери, так и не смирившемуся с осознанием собственного ничтожества. А Лёша Селивёрстов, Моцарт по духу, хоть ненадолго, но всё же воспаряет над убожеством той жизни, в которой всё это время царствовал принцип «нельзя и не положено».

При очевидной социальной подоплёке истории режиссёру удалось расслоить конфликт на несколько других важных составляющих. Это придало ленте больший художественный вес, отмеченный, среди прочего, каннской премией за лучшую режиссуру.


Имя: Tarkov_sky
Отзыв: Режиссерский дебют Павла Лунгина. Скорее это драма с элементами комедии, нежели трагикомедия. И хоть история во многом трагична, то и дело на экране происходят вещи, которые заставляют нас улыбаться, хоть и сквозь горечь реальности.

В центре сюжета перед нами гений-алкоголик музыкант саксофонист и простой, но положительный герой, типичный мужик, подрабатывающий таксистом. Однажды саксофонист кинул его и не заплатил, таксист разыскивает его и заставляет платить по счетам. С этого начинается противостояние и приятельские отношения двух героев.

Это очень колоритная кинокартина, в ней мы сталкиваемся с совершенно противоположными людьми и через их конфликт можем разглядеть хорошие и плохие стороны каждого из них.

Весь фильм пропитан приятной печалью. Так как главный герой саксофонист, сквозь весь фильм играет меланхоличный саксофон. Эта музыка словно дает нашей стране какие-то надежды, но не хочет совсем обнадеживать, как бы говорит, что не хочет обманывать. Ночная Москва, которая начинает новое десятилетие, свечение огней и новые микрорайоны муравейники, такие как например Чертаново.

И все же этот фильм в итоге натыкается на фразеологизм, который порой так тяжело принять «Гусь свинье не товарищ», какие бы теплые воспоминания их не связывали.

Но «такси-блюз» можно отнести к разделу комедий, так как во многом эта картина пропитана теплыми моментами, которые наступают сразу после порой тяжелых для души моментов.

8 из 10


Имя: shitmark
Отзыв: Фильм просто великолепен. Актёрская игра на высоте. Лейтмотив — сложные взаимоотношения пролетариата и творческой интеллигенции (Мамонов). Автор явно на стороне последних, очень гротескно и в то же время правдиво изображены трудяги, такие, как таксист Иван, которого играет Зайченко. Он поражает своей игрой и похожестью на Джека Николсона.

Это очень похоже на ситуацию в фильме «Беспечный ездок», когда ребята приходят в сельское кафе и встречают «нормальных» людей, что ратуют за свободу личности. Но на этом идея фильма не заканчивается; на мой взгляд, почти каждый эпизод — шедевр. Операторская работа хороша, насколько я могу судить.

Все персонажи очень колоритны, все ситуации необычны и даже абсурдны. Фильм полон противоречий, сюжетных переворотов. Человеческие взаимоотношения, чувства людей — вот что удалось Лунгину показать очень хорошо. Чудесный и сумасшедший саксофон Мамонова звучит на протяжении всего фильма (не знаю, сам ли он играет на нём), делая его «психоделично-крышесносящим».


Имя: zenitos-rostov
Отзыв: Дебютный фильм Лунгина вышел в переломное время, в 1990 году. Кино сложное, о борьбе нового и старого. Новое в этом фильме олицетворяет Алексей Селивёрстов — пьяница, богемщик, музыкант и бродяга, сыгранный гениальным Петром Мамоновым. Старое, точней консервативное, в образе таксиста-работяги старой закалки сыграл Пётр Зайченко.

Борьба старого с новым (читай рабочих с интеллигенцией) сосредоточена в противопоставлении работяги Шлыкова и не державшего ничего в руке тяжелей стакана и саксофона Селивёрстовым. От неприязни герои переходят к определённой симпатии. Героям так и хочется посочувствовать

Сюжет фильма довольно таки прост и вопрос фильма заключается в том, как мы идём к счастью. Счастье у каждого своё и каждый идёт к нему своими шагами.

Следует также отметить, что критики называли фильм антирусским, вменяли в вину Лунгину, что он очерняет русский народ, очерняет действительность и так далее и тому подобное. Но я замечу, нечего на зеркало пенять коли рожа крива. Всё это было; и распитие водки на улицах (и сейчас есть) и раздолбайство на работе и бытовая неустроенность. Но ведь и были хорошие вещи. Люди верили во что-то. Верили что могут справиться со всеми трудностями постперестроечного периода. По-моему кино об этом. Но несмотря на все невзгоды, герои идут к счастью. И оба к нему приходят. По-своемому.

Сценарий + режиссура Лунгина+ замечательный актёрский дуэт + точное отображение атмосферы конца 80-х — начала 90-х дали нам самый душевный фильм нашего кинематографа. Также хочется отметить психоделическое звучание саксофона.

10 из 10


Имя: алексей михайлов
Отзыв: Павел Лунгин — выдающийся российский режиссер. В его фильмах идет психологическое исследование души человека. Размышления о стране. Он режиссер великого фильма «Остров», который является величайшим фильмом о вере, искуплении и покаянии. Режиссер фильма «Царь», где исследуется психологическое состояние, политика человека, вставшего во главе государства. Его грехи и покаяние.

В 1990 году, в эпоху перемен, Павел Лунгин поставил свой дебютный фильм «Такси-блюз».

Обратим внимание, что название фильма состоит из двух частей: такси и блюз. С одной стороны такси — как символ обыденности, заработка, который доступен многим мужчинам.

С другой стороны блюз — музыкальное направление, склонное к минорным тонам. Два понятия столь различные друг другу, выступающие на контрасте.

В фильме и идет речь о двух людях: таксисте Шлыкове (Петр Зайченко), крепком и сильном мужчине, который регулярно качается в своей квартире. Он выступает, как символ поколения людей, зарабатывающих на жизнь обыденным физическим трудом, доступным массам. Для него характерны мужская сила воли, крепкое, накаченное тело, грубоватость.

Второй человек — это Алексей Селиверстов (Петр Мамонов)- музыкант. Петр Мамонов ранее сыграл в фильме «Игла». Но вообще у режиссера П. Лунгина и П. Мамонова, как актера была дальнейшее творческое плодотворное сотрудничество. Актер исполнил главные роли в фильмах режиссера «Остров» и «Царь». В фильме «Такси-блюз» Петр Мамонов сыграл музыканта, исполняющего грустную мелодию. Он астенического телосложения, в отличие от крепкого телосложения Шлыкова. Он не имеет постоянного заработка, постоянно недостаток денег, нищета, невозможность найти стабильную работу. Он музыкант, творческая личность, но ему непросто приспособиться к окружающему миру, зарабатывать.

Два разных противоречивых характера, которые сошлись одним вечером во время поездки в такси.

Что показано в фильме? Серость улиц, интерьеров помещений. Купание в ванной. И главный недостаток — пьянство, иногда пьянство с женщинами. Смотреть это непросто, тяжело. Но тут уже выводится творческий стиль Павла Лунгина: мрачноватость, пасмурная погода, которая сопровождается несколько пониженным настроением: таковы фильмы «Олигарх», «Остров». Может это постмодернизм. Сложности в новом времени. Непонятно — как жить, что дальше. Поэтому герои ведут тот образ жизни, который они ведут. Практически нет труда, работы, трудового энтузиазма.

И с одной стороны П. Лунгин показал, возможно то, что было, возможно то, что не прошло — безгеройное время, сложности с трудом, с работой, поиски себя, путаница, где «истина в вине».

А с другой стороны — тут нет позитива, которого жаждет душа. Нет выхода. У нас есть человек труда, есть человек искусства, а где же духовность? Духовные искания уровня возвышенности прозы Ивана Бунина, философии Николая Бердяева, живописи Иисака Левитана, поэзии Александра Блока. Неужели не было и нет этой духовности? Возможно, ведь, она была в то время и есть сейчас. Хочется ее увидеть, разглядеть, прочувствовать.

7 из 10


Имя: Kayros Dee
Отзыв: Образ Ивана Шлыкова вобрал в себя всех «простых», как их любили называть советские писатели, людей. Он обычный трудяга, который вкалывает с утра до ночи, пытается быть честным, отстаивая свои идеалы, расслабляется напиваясь в своей «конуре» (по другому его дом не назовешь) и по-своему борется с «чернухой».

Леха Селивестров — наоборот, само воплощение жизни! В его лице жизнь открылась Ивану с другой стороны. Он смог её прочувствовать и, даже, понять (сцена на концерте). Однако, понимание не дает возможности что-то менять. Именно поэтому Иван пытаясь догнать эту жизнь, с каждым мгновением ускользающую от него, оказывается в кругу ещё больших проблем (делает новые кармы).

Эта метафора похожа на саму суть жизни современных людей, которые живут не осознавая себя в этой жизни. Многие так и не понимают что сними произошло, причитая на старости лет, что жизнь пронеслась, как один день.