Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Сны Акиры Куросавы (1990) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Акира Тэрао
  • Мицуко Байсё
  • Тосиэ Нэгиси
  • Миэко Харада
  • Мицунори Исаки
  • Тосихико Накано
  • Ёситака Дзуси
  • Хисаси Игава
  • Тёсукэ Икария
  • Тисю Рю
Режиссер — Акира Куросава
Год — 1990
Жанр — фэнтези
Рейтинг по кинопоиску 7.806
Рейтинг по IMDB 7.80

Отзывы о фильме "Сны Акиры Куросавы"

Имя: Blood-Mary
Отзыв: 8 историй, 8 независимых снов, которые погружают нас в мир, увиденный глазами Куросавы.

Сны — часть нашей жизни, то, что есть у каждого из нас и то, что нельзя отобрать. Все в детстве мечтали попасть, в чей-то сон, увидеть происходящее своими глазами. И вот, наконец, мечта сбылась. При просмотре подсознательно вспоминаешь и сравниваешь свои сны со снами Куросавы. Они разные — добрые и страшные, глубокие и легкомысленные, правдивые и сказочные. Все они имеют свое место в фильме.

Невольно задумываешься, что в данном кино нет никаких рамок. Можно увидеть человека, гуляющего в нарисованных картинах, а можно милого ребёнка, который невольно провинился и готов понести за это суровое наказание. Каждый может найти свою историю, наиболее близкую и наиболее понравившуюся ему.

Сны любят все, а если для этого даже не нужно засыпать — это завораживает!

9 из 10


Имя: Голос Луны
Отзыв: Солнечный свет сквозь дождь

В один из особенных дней, когда идет дождь при свете солнца, таинственные «лисы» проводят свадебную процессию. В это время мальчик пошел на прогулку, но мама предупредила его о свадебной процессии, на которую ему нельзя смотреть. Случайно подглядев лисью свадьбу, он нарушил табу и теперь должен отправиться в место под радугой, где обитают лисы, чтобы просить прощения за то, что нарушил таинство ритуала и естественный ход вещей. Сама свадебная процессия в этом сне выглядит, как нечто таинственное, волшебное и пугающее одновременно.

Персиковый сад

Второй сон это духовное продолжение первого сна. Мальчику то и дело видится девочка, которую никто кроме него не видит, она «ведет» его за собой в лес, где еще не так давно был персиковый сад, но его родители вырубили все деревья и теперь духи этих деревьев, в виде радужных кукол, рассержены на людей. Духи выбрали мальчика, чтобы показать ему в последний раз цветущий персиковый сад, потому что он (мальчик) еще не отдалился от природы, он еще был частью этой природы, в отличие от его родителей, поэтому он услышал их зов…

Надо сказать, что этот сон (как и предыдущий) отличается особой японской эстетикой и мистицизмом.

Снежная буря

Сон об альпинистской экспедиции высоко в горах во время снежной бури, из за которой участникам экспедиции невидно почти ничего. Они медленно, но верно замерзают, и в их поле зрения не проступает ни малейшей надежды на спасение, но лишь их предводитель верил в своих людей до последнего…

Тоннель

Этот сон тоже, в каком то смысле, продолжает предыдущий. Командир, выживший в плену, видит в темном туннеле своих убитых, на войне, солдат и берет вину (за их гибель) на себя. Виноват он был или нет, остается за кадром. Суть в том, что он был искренен с ними (подобно герою предыдущего сна), он тоже чувствовал ответственность за своих людей, которых «отправил на смерть».

Вороны

Человек, смотревший картину Ван Гога, погружается в этот иллюзорный мир, где встречает самого автора картины.

Ван Гог (его сыграл режиссер Мартин Скорсезе) говорит ему: «Когда я вижу красоту природы, я полностью в ней растворяюсь, но ее так трудно удержать внутри…»

Тут словно раскрывается причина душевной болезни художника, она чем то похожа на «болезнь» всего человеческого общества. Но Ван Гог принес в жертву свое ухо, в связи с «утраченной природой», которую он не смог удержать внутри себя, а человечество намеренно отдаляется от природы, оно даже не пытается ее «удержать». Именно на этот порок человечества, — конфликт с природой, намекает Куросава почти в каждой новелле…

Гора Фудзи в красном

Этот сон оказался во истину пророческим. Достаточно вспомнить события в Японии в 2011 году на АЭС «Фукусима». Куросава описал практически такую же ситуацию, но его предупреждения так и не услышали ни в Японии, ни в остальном мире.

Плачущий демон

Этот сон, с одуванчиками выше человеческого роста, можно назвать духовным (и логическим) продолжением предыдущего сна об аварии на атомных электростанциях (в результате извержения вулкана) со всеми возможными последствиями…

Деревня водяных мельниц

Путник, зашедший в «деревню водяных мельниц» начинает расспрашивать старца о местных условиях жизни и узнает, что местные жители легко обходятся без всех современных удобств, без которых жизнь обычного современного человека показалась бы последнему кошмарным сном, потому что «люди слишком привыкли к удобствам». Куросава дает понять, что есть альтернативные пути развития для человечества, что люди могут жить в гармонии с природой, но только в том случае, если они честны со своей собственной — «внутренней природой».


Имя: cyberlaw
Отзыв: После совершенно неожиданного в своей двусмысленности «Рана» Куросава берется за еще более амбициозный проект. Он решает перевести на язык кинематографа несколько своих снов. Всего — 8, на каждый десяток прожитых лет.

И начинается все выше всяких похвал. Мы встречаемся в своих снах с маленьким мальчиком, который видит в лесу запретную процессию. В другом сне, уже другой мальчик, который немного постарше будет жаловаться на родителей вырубивших персиковый сад. Великолепные, красочные метафоры прекрасно дополняются сценой снежной бури, в которую попадают путники. Здесь сон становится очень похожим на сон героя Джонни Деппа из «Сна Аризоны», скорее всего предвосхищая творения Кустурицы.

Получается все неимоверно удачно, жестко и поэтично. Поэтому небольшая новелла о Винсенте Ван Гоге, в которой герою не только представится пообщаться с гением, но и побродить по его картинам оказывается своеобразным эмоциональным апогеем фильма. Что впрочем, достаточно быстро уравновешивается новеллами гораздо более трагическими. Куросава опасается поломок атомных реакторов, гибельного воздействия человека на природу, человеческой мутации под воздействием радиации.

На мой вкус, великолепнейшая палитра первых новелл сменилась на так присущее творчеству Куросавы чрезмерное морализаторство, буквально слог в слог втолковывающее зрителю тему важности охраны окружающей среды и устойчивого развития. Но, при этом я не могу к этому чрезмерно смелому фильму относиться строго — много ли режиссеров позволили себе занять формат зрителя простым решением экранизации собственных снов? К тому же, Куросава добился очень знаменательной цветовой палитры (особенно в первых новеллах), заслуживающей самых высоких наград.

Так что, я вижу в «Снах» красочную визуальную медитацию на тему устойчивого развития. Впрочем, если бы фильм ограничился новеллой про персиковый сад — восторгался бы не меньшим образом.

8 из 10


Имя: Малов-кино
Отзыв: После очередного пятилетнего перерыва (а Куросава с завидным постоянством снимал, начиная с 1965-го года, по одной картине в пять лет) 80-летний мастер завершил фильм, в название которого впервые вынес (подобно Феллини) своё имя. Двухчасовая лента сложена из восьми новелл, всякий раз начинающихся фразой: «Я видел этот сон».

Не обременяя себя единым сюжетом, патриарх мирового кино соединил вместе короткие притчи-иносказания, как всегда отличающиеся у него изысканным цветовым и композиционным решением. Кажется, с годами зрение режиссера только обострилось, а требования к оператору и художнику возросли ещё больше. Нарочито замедленный ритм и всё более тяготеющий к статике внутрикадровый монтаж, как нельзя лучше соотносятся с пластикой и поэтичностью видений, надиктованных режиссёру его подсознанием, будто блуждающим между адом и раем.

Здесь находится место и для призраков, которые согласно традициям восточной трансцендентной культуры могут жить среди людей, так и для поражающих жуткой натуралистичностью картин грядущего экологического апокалипсиса. Путешествие во времени и в пространстве полотен Ван Гога (роль которого исполнил известный американский режиссёр Мартин Скорсезе) вполне гармонично завершается в финальной новелле райскими кущами, которые авторское воображение обустраивает не на небесах, а именно на Земле, ещё не тронутой цивилизацией.

После «Снов» Куросава будто обрел второе дыхание, сняв затем в течение трёх последующих лет сразу две картины — «Августовскую рапсодию» (1991) и «Ещё рано» /«Мададайо»/ (1993), успев воплотить незадолго перед смертью нереализованные ранее замыслы.


Имя: Afina2015
Отзыв: Этот фильм — эпопея путешествия души по жизни.

Первый сон «Солнечный свет сквозь дождь». Этот сон — метафора взросления души. Когда мы появляемся на свет из материнского лона, мы кричим от боли и страха, потому что с рождением мы получаем еще один дар — смерть. В психологической науке, как и во многих религиях мира, взросление человека начинается с осознания им своей смертности. Эту задачу мужественно решает мальчик Куросава — он отважно идет навстречу прекрасному и таинственному миру, освещенному радугой. В руке у него нож — символ смерти. Он отправляется в путешествие, зная, что теперь — он свободен: в этом поступке горечь и величие человеческого духа.

«Персиковый сад» Мальчик не боится богов, а также он не боится вести себя так, как считает нужным, он снова нарушает запреты, в награду получая возможность услышать слова уходящих богов. Природа, которую обожествляли наши древние предки, является неотъемлемой частью души человека, но в современном мире мы вырубаем персиковые деревья, чтобы построить заводы, стадионы, — мы теряем связь с богами. Но если мы следуем движениям нашей души, то мы получаем возможность переживания красоты и надежду на то, что если один человек верит и творит добро, то мир будет продолжаться… Таков рецепт спасения мира от Куросавы, великого гуманиста 20 века. И, несомненно, с точки зрения красоты кадра, это сон — необыкновенно поэтичен и прекрасен!

«Снежная буря» Красочная пестрая персиковая мелодия второго сна сменяется блестящей картиной белоснежно-голубой бури в горах, сквозь которую идут замерзающие альпинисты. Прекрасная женщина, явившаяся лидеру группы во время дремы, похожа на образ Смерти, она красивая и сильная, ее незачем бояться, но нужно сделать выбор: жить дальше или нет. Герой выбирает жизнь, просыпается, расталкивает замерзающих товарищей, и под фанфары их взорам открывается вожделенный лагерь… Куда шли, зачем — неважно, значение имеет только наш выбор — для других и для себя.

«Туннель» Первые новеллы поднимали общечеловеческие темы: переживание взросления, выбор между ответственностью и инфантильностью, понимание истинных ценностей. Последующие новеллы будут отражать социальные явления нашего времени, которые влияют на человека, продолжая формировать его характер. И обойти войну, которая разрушила судьбы целых поколений, Куросава не может.

Командир остался жив, жизнь сделала выбор за него. Теперь он мучается чувством вины, что послал свой взвод на смерть. Призраки, преследующие его, вступают с ним в диалог, и он плачет, винит себя, кается. Он ведет с ними (или с собой?) диалог, который на некоторое время позволяет ему почувствовать себя оправданным. Но когда он снова оправляет взвод в небытие, к нему возвращается злобная собака, освещенная красным фонарем: стыд и вина никогда не отпустят его. Такова судьба человека, раздавленного войной. Но войны начинают люди, правда, начинают они с вырубки персиковых деревьев…

«Вороны» Продолжается темы выбора своего пути: кто я в мирное время, к чему я призван, как услышать себя, понять, как найти возможности для самореализации?

Появляется герой, который пройдет сквозь все следующие новеллы — человек среднего возраста. Здесь он ищет встречи с признанным художником, чтобы спросить у него о том, как он создает картины. Красота кадров не уступает по своему эстетическому воздействию на зрителя картинам Ван Гога! Великий художник прост и немногословен, он открывает секрет своего мастерства: «… я поглощаю красоту природы, я растворяюсь в ней, и потом картина предстает передо мной завершенной».

Художник, по сути, несет бремя своего таланта, заставляющее его работать как паровоз, выгорать как свеча, но зажигать звезды для других… Путешественник по сну выглядит робким, он как бы крадется, а не идет. Он ищет во внешнем мире наказа и одобрения, а путь прокладывается — изнутри. И что в конце пути? Воронье, провожающее нас в небытие. Одиссей отказывается от возможности обрести бессмертие, потому что иначе теряется вкус жизни, и как много вкуса (краски напоминают карамельки) в этой новелле, хотя и тут Куросава не перестает нам напоминать о красоте и мудрости образа Смерти. Мгновение — вот что истинно ценно, а пойманное настоящим мастером прекрасное мгновение — наставление-подарок для тех, кто придет позже.

«Гора Фудзи в красном» Конец света от Куросавы — тема следующей новеллы. Сначала люди вырубили персиковые деревья, потом убивали друг друга тысячами на войне, а потом уничтожили жизнь на планете. Такова цена технического прогресса, цена предательства Родины — планеты Земля. Люди совершили массовое самоубийство, чтобы не ждать Смерти. Но герой снов продолжает бороться за жизнь, он верит до последнего вздоха, что может повлиять на судьбу. «Ждать, когда умрешь, что это за жизнь?», — говорит самоубийца, один из виновников катастрофы. Он уходит в море со словами: «До встречи». Но все ли мы живем с осознанием смертности, умеем ли мы ценить невозвратное время, на что мы тратим его? На создание средств, которые нас убивают? Всегда ли мы задумываемся над тем, что в нашей жизни имеет настоящий смысл? Может, мы тоже самоубийцы, которые убивают свое время пустыми делами? Жить, не давая себе ответы на эти вопросы, значит приближать смерть своих детей, напоминает нам великий кинохудожник.

«Плачущий демон» В мире, куда попадает герой после неудачных попыток спастись от атомной катастрофы, встречает он виновников бед на земле, вот та встреча, которая была предречена в новелле «Гора Фудзи в красном». Эта новелла по эстетике близка Дантовскому аду. Для героя это скорее чистилище, которое он может просто пройти, он держит путь как бы сквозь эти земли. Земля прекрасна, но мы можем устроить на ней сущий ад, если не одумаемся — предупреждение от Куросавы.

«Деревня водяных мельниц» Путник приходит в цветущую деревню и встречает там мудреца, который ратует за жизнь на лоне природы, за отказ от благ цивилизации. Именно такая жизнь, по мнению Куросавы, дает возможность познать всю радость бытия. Жить — это хорошо, жить — это увлекательно, если умеешь видеть истинные ценности.

Гуру современной психологической науки утверждают, что те люди, которые боятся смерти, не живут своей жизнью, их жизненное странствие так и не началось, они так и не покинули серые стены маминого дома, не решились на свое путешествие, полное испытаний. Смерть не так страшна, а порой она — благодать! Страшна скорее жизнь, в которой нет места любви, творчеству, добру. Такая жизнь плодит демонов, которые разрушают мир. Но у нас всегда остается выбор — на чьей стороне окажемся мы? Путник видел многое, что он выберет в конце концов? Вопрос остался открытым.


Имя: beetleru
Отзыв: Я не могла не посмотреть фильм Акиры Куросавы. Классика, как ни как. Это чисто японское кино: действие неторопливо тянется, «еще один сон» сменяется «еще одним сном», кадры с персиковыми деревьями, снежными вершинами гор, склонами Фудзиямы можно рассмотреть в деталях. Я что — я не виню, это правда красиво.

Теперь непосредственно о сюжете. Хотела бы я, чтобы мне снились такие сны! Солдаты — зомби, возвращающиеся домой, люди — лисы, живущие под радугой, параноидальный Ван Гог, заключенный в своей же картине, демоны — многорожки, страдающие среди гигантских одуванчиков, похороны — праздник в деревне без названия — знаете, у Акиры Куросавы беспокойное воображение.

Кстати, этот фильм можно сравнить с «Койяанискаци»: видимо, в то время многих волновал вопрос, каким образом человечество уничтожит себя. Куросава просто провидец: апокалипсис в Японии из-за взрыва на атомной станции — ничего не напоминает?

Иногда захватывающе, любопытно, красиво, мудро и не по-западному. Фильм, который уважаешь.

7 из 10


Имя: сарвар
Отзыв: Фильм «Сны» во многом автобиографичен. Он состоит из восьми новелл. В каждой из них 80-летний Куросава рассуждает о судьбе человечества, больше всего о связи между человеком и природой.

Есть и реалистические, и романтических и явно импрессионистические новеллы. Особенно понравилась новелла, в которой японский художник (а может это сам Куросава в молодости) долго наблюдал в музее картины Ван Гога и… попал в его мир. Он перескакивал от одного к другому полотну и наконец встретил своего кумира — гениального Ван Гога (эту роль исполнил никто иной, как Мартин Скорсезе).

— А что у Вас с ухом?
— Вчера я должен был закончить свой автопортрет. Но я не мог правильно нарисовать свое ухо и поэтому я его отрезал.

В этом фильме есть практически все: детские воспоминание режиссера, рассказ о воле человека, которую нельзя сломать, ужасы бесполезной войны, страх атомной катастрофы, страх перед бесчеловечности человечества (люди превращаются в демонов), преклонение перед искусством.

В последней новелле Куросава говорит о том, что надо жить в гармонии с природой. «Для человека самое важное чистый воздух и читая вода!» — говорит 103-летний деревенский старик молодому городскому парню.

Фильм заканчивается фразой «В конце концов, жить — это хорошо, это весело» и пышным праздником, хотя на самом деле это похороны 99-летний старухи. Куросава, как и в «Рашамоне», всё ёще «верит в человечество».

P/S: Найди красоту, которая внутри ©.


Имя: Михаил Сафронов
Отзыв: Фильм «Сны» Куросавы, это восемь визуальных шедевров. Но вместе они составляют ШЕДЕВР с большой буквы. Гениальный памятник одному из величайших режиссёров и величайших гуманистов 20-ого века.

Гуманистом его называют неспроста. Уже в детском возрасте будущий режиссер понимает, что нужно жить в гармонии с природой. Во второй новелле «Персиковый сад», маленький мальчик сожалеет о том, что его родители вырубили деревья. «Персики можно купить на рынке, но где можно купить целый сад!?»

В последующих снах мы видим его переживания о бессмысленности войн, о ненужности изобретений, таких как атомная бомба, о боязни ядерной катастрофы, о бесчеловечности…

А в последнем сне, «Деревня водяных мельниц», Куросава, будто подводя итог показывает нам, как в простой беседе с захожим молодым путешественником, один 103-х летний старик говорит 5-6 фраз, которые, по сути своей являются вселенской истиной и содержат в себе столько мудрости, что примени мы их на практике, жизнь на земле превратилась бы в один большой праздник. И тогда не только житель «Деревни водяных мельниц» из сна режиссера, но любой другой человек смог бы смело сказать что да:
«Жить — это хорошо! Жить — это весело!»

10 из 10


Имя: Аццкий критег
Отзыв: Фильм, для создания которого великий режиссер, не раз прославивший на весь мир свою родину, был вынужден искать финансирования за ее пределами. Эта лента была снята при содействии студии визуальных эффектов Джорджа Лукаса и спродюсирована Стивеном Спилбергом. Помимо прочего, одного из героев, Ван Гога, сыграл Мартин Скорсезе.

«Сны Акиры Куросавы» — очень необычное произведение как для японского кино, так и для кинематографа вообще. Эту вещь нельзя воспринимать как творения киноиндустрии, рассчитанные на массового зрителя, так же как и считать самостоятельной полнометражной лентой. По сути, данная картина даже не является фильмом, а представляет собой сборник из восьми никак не связанных между собой историй.

Сложно сказать, сколько вымысла и правды в этих «снах», это знал только сам Акира Куросава, однако, предположительно, именно он и является главным героем, то ребенком, то молодым человеком, то взрослым мужчиной. Примечательно и то, что он (или его герой) всегда одинок, даже рядом с другими людьми. Это странник, находящийся в вечном поиске и в непрекращающейся борьбе, из которой он никогда не выйдет победителем. Он путешествует из одного странного, иногда жуткого, иногда фантасмагоричного, иногда сказочного, места в другое, встречает необыкновенных персонажей и попадает в интересные, но подчас ужасающе страшные передряги. Однако в каждом своем приключении он находит какой-то вывод, размышление, проблему или нечто, над чем зрителю предполагается подумать. А то и просто — услышать.

Картина совершенно точно будет неинтересна зрителю, не увлекающемуся личностью Акиры Куросавы, не знающему назубок его биографию и не ценящему непостижимость японской души. Здесь слишком много самого режиссера, его жизни, его боли, воспоминаний и воззрений. И если в прочих работах Акира Куросава не стеснялся озвучивать свои морально-этические взгляды и убеждения при помощи персонажей, здесь же, в личной картине, он словно произносит их собственными устами, еще четче, громче, яснее и честнее. Он не устает взывать к людской совести и человечности.

Кинорассказы различны по стилю и даже качеству съемки, однако они объединены общей темой — взаимодействие человека и природы, в самом ничтожном и самом глобальном его проявлении: срубленные персиковые деревья и уничтоженная радиацией планета; люди-мутанты, которых принимают за демонов, и волшебные лисы из национальной мифологии; сумасшедший (или гений?), борющийся с необъятностью природы, и люди, живущие в гармонии с ней.

В этих «снах» реальное тесно переплетается с выдуманным, как объединяются в работах режиссера Восток и Запад, светлое и грустное, умиротворение и отчаяние.

Каждый из «снов» — это особое настроение, переданное при помощи «говорящих» цветов, частичка личности автора. В этом фильме зритель может увидеть все грани таланта Акиры Куросавы, все стороны души этого умного, проницательного и безусловно невероятно талантливого человека.


Имя: zooooey
Отзыв: Каким образом переместить тончайшую ткань сна на плёнку, не нарушив хрупкого сплетения нитей, не затронув бестелесные узелки образов? Самые сильные люди — те, кто проснувшись сумеют оставить сон себе. Однако настоящим искусством является способность пересказать сон так, чтобы тот не утратил хотя бы половину своего очарования. Верный тон, верный язык, изобразительные средства иногда позволяют передать черты алькова другого мира — голос невесомости в загустевающей плазме воздуха.

Разумеется, фильм, пересказывающий сны, будет выглядеть по-особенному. Сценарий в этом случае пишет бессознательное. Поэтому в детских снах Куросавы, самых лучших из восьми представленных, мы находим необычайно яркие, поэтичные образы, реализация которых заставляет глаза широко открываться от удивления и позволяет ощутить искреннее чувство эстетической радости. Редкий фильм можно назвать столь совершенным в визуальном контексте.

Шесть других сновидений — «среднего возраста», и глубоко личные волнения, желания и страхи, «пробуждающиеся» в снах, начинают делить ложе с мировыми проблемами, которые глубоко трогают режиссёра. Смирение со смертью, непониманием, тревога о всеобщей бездуховности, оторванности от природы и видения идеального мира — истории, рассказанные с истинной проникновенностью и болью. Они могли бы показаться нравоучительными — но вместо печати наставления несут в себе просьбу задуматься. Примешивание рациональных мотивов происходит ради блага, но наносит некоторый ущерб атмосфере сна: призраки северного сияния в деревьях исчезают. Последний сон разворачивает перед нами прекрасную панораму, но выглядит скорее заботливо вынашиваемой мечтой, нежели сном — которые, впрочем, в некоторых языках мира обозначаются одним и тем же словом.

Этот фильм в целом стоит смотреть ради подстерегающих вас великолепных кадров — красный фонарь, чёрная фигура, синеватые сумерки или необъятная россыпь цветов, распустившихся словно по мановению воли чьих-то неистребимых надежд. Меня этот фильм попросил стать поэтом — хотя бы на час.