Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Под покровом небес (1990) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Дебра Уингер
  • Джон Малкович
  • Кэмпбелл Скотт
  • Джилл Беннетт
  • Тимоти Сполл
  • Эрик Вю-Ан
  • Амина Аннаби
  • Филипп Морье-Жену
  • Сотиги Куяте
  • Том Новамбр
Режиссер — Бернардо Бертолуччи
Год — 1990
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.530
Рейтинг по IMDB 6.80

Отзывы о фильме "Под покровом небес"

Имя: Кириллъ Семёновъ
Отзыв: Чем примечателен Бернандо Бертолучи? Из западных режиссеров он наименее надрывен, созерцает аккуратнее, а ещё мудро пропускает через себя законы жизни, как и следует творцу настоящего искусства. Такая сила, пожалуй, и сделала его одним из самых терпких и изящных режиссеров западноевропейской культуры. Я его смотрел немного и не полюбил, потому что такую человечность и доброту не любим мы, а жрём. И, кажется, я много упустил, выбрав вместо диалога ложку побольше.

Чем больше внутренних кризисов человек побеждает, тем отчётливее разглядывается образ и подобие. Дурацкий закон, вынуждающий сознательно идти на плаху только для того, чтобы после ценители, критики, потребители, буржуа серебряными приборами насытили свои рецепторы запредельной энергией победы. К счастью, мы вправе постоянно выбирать. Так однажды три человека средних лет (представители среднего класса), переживающие личностный кризис сошли на земле северной Африки.

В отличие от Линча, поразительно витиевато, использующий психоанализ, Бернандо Бертолуччи проводит героев по тропам случайных выборов. Сталкивает с лицами, не играющими никакой ключевой роли в судьбе, как бы подчёркивая одиночество человека в его стези. Дарит шанс нам и героям подумать о глубине присутствия в жизнях наших друзей и супругов. Никаких контрастов и сплетений а-ля Пастернак, Джойс. Чистый путь сквозь тревожно — алые закаты, бескрайние барханы и африканские городки. За эпитетами антуража фильма вы можете сходить к коммерческой критике, потому что красота Африки заслуживает больше чем один абзац моих слов. Вообще, высота поэзии барханов и африканской культуры совсем — совсем не похожа ни на какое современное искусство. За перезвоном Африканских красок будущее, я считаю. И была бы эта история именно такой, если бы случилась в мелодии американских небоскёрбов или французской романтики?

Чем же турист отличается от путешественника? И как Бернандо Бертолуччи преподносит это в масштабах одной жизни? Что вообще мы знаем о поиске себя и любви? Почему небеса нас защищают, как временный кров? И не значит ли это, что мы туристы по определению? Как много вопросов. И Бертолуччи снял фильм, который, может быть, только школьная пропись в сравнении с той грамматикой, которая существует до покрова небес.


Имя: Xelina
Отзыв: Я сразу и не могу сказать о чем фильм… он для меня о многом… о многом задумываешься после его просмотра: о себе, о любви, об отношениях, о жизни — обо все этом вместе и в тоже время по отдельности.

После фильма вы обязательно задумаетесь и, может быть, поплачете)

Если посмотреть этот фильм только один раз, то можно многое не заметить, потому что в нем есть смысловая глубина, необходимая для постижения, на которую погружаешься только раз за разом. На мой взгляд, она мало доступна для первого просмотра, когда доминирующим чувством выступает интерес к сюжету, из-за которого поначалу многое в этом фильме ускользает из внимания … Сюжет не сложен, поэтому без «погружения» фильм может показаться скучным и местами занудливым… и недопонятым.

Хорошая режиссура, литературная основа и достойная игра актеров — фильм получился замечательным! И очень красивым!

Из фильма еще раз убеждаешься в том, что осознание подлинной ценности того, что имеешь, приходит, к сожалению, часто в тот момент, когда ты этого лишаешься, и нельзя уже никогда вернуть прошлое — «точка восстановления системы» в жизни не действует…


Имя: KaIna RedGrave
Отзыв: Не люблю такой жанр. Смотрела в основном из-за операторской работы. И не прогадала!

Витторио Стораро величайший гений! Обладающий невероятным талантом передавать ощущения. Я была поражена глубокой экспрессивностью и психологическими портретами героев, также максимально точной композицией. Первое цветное кино, которое на меня произвело огромное впечатление в работе оператора. Свет необычайно прекрасен. Безумно понравились марокканские пейзажи. Очень красивое кино. Смысловое. Я долго его смотрела, то и дело, останавливая понравившиеся моменты. Также очень убедительна атмосфера 40-х годов. Реально, и не сообразишь, что лента вышла на экраны в 1990!

Кино невозможно объяснить логически. Мне сложно понять, почему оно вообще мне понравилось. Я просто погрузилась на некоторое время в этот наполненный горькими красотами мир и сейчас пытаюсь пересказать то, что пересказу не поддаётся.

Эта история глубокая и неоднозначная. У Бертолуччи получилась выдающаяся картина, которая очень чётко передаёт ощущение безысходности и надломленности человека. Такие вещи нужно видеть и думать над деталями. По моим ощущениям, болезнь Порта, показала истинное отношение к нему Кит. Я поверила её чувствам. Как неистово она пыталась спасти любимого; ухаживала, билась из последних сил… на её месте, любая бы потеряла веру в себя и смысл жизни, если бы пришла к такому финалу. Впечатлила сцена с вещами у дороги. Главная сложность всего состояния героини — это беспомощность в чужой цивилизации. Приходит процесс саморазрушения. Кит теряется в пустыне насовсем. Она отдается без сопротивления на волю чужим людям. И это настораживает! Жутко наблюдать… Режиссёр заставляет зрителя задуматься о том, как беспомощен одинокий человек в другой стране, как хрупка его жизнь и как быстротечно время. Вполне насущные вещи казалось бы, но это настолько тяжело впитать в себя, что только позже начинаешь осмысливать. Хорошо бы эти простые истины понять и уяснить раньше героев. Думаю такого режиссёр и добивался: чтобы зритель не повторял ошибок Кит и Порта, переосмыслил свою жизнь и принял верное решение.

8 из 10


Имя: eltakt
Отзыв: Прекрасный фильм! Прекрасный режиссер! Прекрасная игра актеров! Умный, тонкий, красивый фильм! Многие мои знакомые смотрели «Под покровом небес». Кому-то он нравится, кому-то не очень, многие говорят, что смотреть тяжеловато, но все сходятся в одном мнении — это КИНО.

Кино, которое не оставляет равнодушным, заставляет думать о нем, обсуждать его. Кино, которое оставляет после просмотра ОЩУЩЕНИЯ.

Смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО!


Имя: Савл_Влоб
Отзыв: Воздух можно резать ножом; небо твёрдое, чуть шероховатое на ощупь, как фреска. Кажется, нарисованные облака вот-вот разойдутся, и в просвете небес покажется длань Господня. Смесь запахов, пьянящих и отвратительных, сбивает с ног, обескураживает, голова как в тумане, с лица не сходит идиотская улыбка. Непривычные цвета и их смешения не дают глазам покоя, и превращаются в калейдоскопичные сны. Странные люди, как пришельцы: высокие, тонкие, черты лица почти правильные, кожа оливкового оттенка, в глазах вместо слёз аргановое масло. Английский никто не знает, да и о чём говорить с теми, кто из восточной сказки. Того и гляди «брахман Нилаканта выскочит из-за угла и нашлёт проклятье на всё белое племя за осквернение священного источника вечной любви»… Вы ещё не были в Марокко? Может уже настала пора?

Есть с десяток фильмов, которые изменили меня. И «Под покровом небес» один из них. Он сопровождает все мои мытарства в этом мире вот уже двадцать дет. К нему я возвращаюсь постоянно. В нём есть музыка, и есть душа. Он живой, он разговаривает со мной, он открыл для меня эту страну. У нас с ним очень тесная связь.


Имя: Irineia
Отзыв: В творчестве выдающихся людей всегда есть своя характерная доминанта, придающая их работам узнаваемую уникальность. И кинематограф Бернардо Бертолуччи служит ярким тому подтверждением. Темы и идеи его картин, неизменно повторяясь, подобно песенному припеву или замысловатому мотиву декоративного узора, шепчут, кричат, бормочут на разные лады лишь об одном: личность, история, время. Ведь по словам режиссера, в его вселенной «фильмов не существует — есть только один большой фильм». И картина «Под покровом небес», о путешествии супругов вглубь Северной Африки, не является исключением. Камерная и не столь известная по сравнению с оскароносным «Последним императором» или «Маленьким Буддой» экранизация романа Пола Боулза дополняет Восточную трилогию и оказывается для режиссера, может быть, наиболее исповедальной и интимной. Это период его собственной интеллектуальной и культурной пустыни, время поисков и разочарований.

Как вернуть то, что ушло, истощилось, иссякло, оставив лишь привычку и странное чувство родства? Кит и Порт — супруги потерявшие себя в суете больших городов, исторических катаклизмах, калейдоскопе опустошающих идеологий и страстей. Но сейчас перед ними одинокие караваны, медленно бредущие по бескрайним пескам, обшарпанные стены пыльных гостиниц, незнакомые обычаи, нравы… и лица, лица, лица. Их слишком много для тех, кто желает остаться наедине. Малкович в роли Порта не совсем привычен: со светлыми волосами, беспокойный и задумчивый. Он еще молод, немного растерян, но всё же исполнен надежд. Героиня Дебры Уингер слишком остро ощущает трагизм жизни и слишком еще своенравна и горда, чтобы смириться с потускневшими от времени отношениями десятилетнего супружества. Их союз напоминает тот самый гигантский заржавевший кран, сиротливо возвышающийся посреди порта, на котором в начале фильма подолгу фиксируется кадр. «Герои» своего времени, неприкаянные и одинокие, персонажи бегут от самих себя, в зыбкой надежде обрести на чужбине смысл и цель существования.

Росселлини, Антониони, Феллини, именитые итальянские предшественники Бертолуччи, каждый по-своему пытались нащупать ту «константу», что все еще удерживает людей друг с другом в мире, где традиция и вера уже не указывают своих путей. Нигилизм начала века с его разъедающей рефлексией над основами брака к середине столетия сменяется попытками сохранить, уберечь хрупкие, все более истончающиеся нити человеческих отношений. Фрейдизм ли это или исконная игра юнговских архетипов, греческий ли эрос или христианская любовь — но непременно тайна, как та, что невидимой пуповиной соединила героев картины. Восток — этот настороженный и лукавый незнакомец, закрытый и враждебный, а главное «чуждый, чуждый безнадежно, онтологически», для Порта и Кит становится испытанием и парадоксальным путем к болезненному прозрению. История их странствий — словно одна большая картина пустынного миража, в мареве жаркой истомы проплывающего перед глазами путешественников: вороватый сын деспотичной матери, услужливый сутенер и хитрая блудница, молодой туземец с веселыми глазами. И в первую очередь их назойливый спутник Таннер — резвый и влюбленный в Кит мальчик, друг, «турист», а на поверку — лишь третий лишний в разыгранной комедии dell`arte и еще одна верста на все том же пути к осознанию правды.

Можно ли назвать Бертолуччи мыслителем и философом? Безусловно, да. Но его идеи почти всегда говорят языком ощущений и чувств, ибо кино для творческой натуры итальянца — в первую очередь запечатленное слово, «поэзия, огонь, вода и воздух». Подобно прекрасной мелодии, оно призвано войти в человеческую душу и начать жить своей жизнью. Поэтому почти евангельская мысль о раскрытии и познании себя через обретение и приятие другого «я», что лежит в основе картины, преподносится режиссером во всеохватности образно-чувственной полноты. Уникальное мастерство легендарного оператора Витторио Стораро с помощью цвета и светотени создает медитативно-иллюзорную атмосферу картины: смесь отчаяния, боли, надежды на фоне первозданной красоты окружающей природы, как всегда, равнодушной к человеческим страстям. А преисполненная грусти и тоски музыка остается после фильма, вместо него — она одна может свидетельствовать о нем. И конечно же, это свойственный художественной манере автора беспощадный, оголенный эротизм, как будто выворачивающий души героев наизнанку. И в этом смысле недовольство Боулза заостренной концовкой фильма, безусловно, шло вразрез с приемами самовыражения режиссера. Как и у героя Брандо из «Последнего танго в Париже», желание Кит забыться в ощущениях примитивного и бездумного секса есть зримое проявление отчаяния и надлома — принципиальное нежелание помнить, чувствовать, жить.

Но прежде, чем наступит разлука, Кит и Порт все же обретают друг друга. Это происходит в характерном для Бертолуччи замкнутом пространстве — пустой и убогой лачуге маленького французского форта, затерянного посреди Сахары. Тема встречи и узнавания, что ляжет потом в основу сюжета «Ты и я», звучит здесь как любовное признание, прорвавшееся сквозь пелену горячечного бреда, как обнаружение истины, всегда невидимо пребывавшей рядом и как пушкинское «уж поздно», стоном растворенное во времени. Когда мир изменяется в мгновение ока, то ничто уже не остается прежним: ни знакомые люди, ни места. Незыблемыми кажутся лишь знание скоротечности жизни да необъяснимая и абсурдная надежда, что небеса хранят под своим покровом души, умеющие любить.


Имя: Kasablanka
Отзыв: Странный, тягучий фильм Бертолуччи, «пахнущий» пылью марокканских дорог и затхлыми улочками крошечных южно-африканских городков. Простая история про пресыщённых всеми радостями мира людей бездарно растрачивающих свою жизнь на никчемные знакомства, слова, поступки и мысли, и при этом лишь один Порт Моресби, каким-то внутренним, неосязаемым ощущением, чествует всю бесполезность происходящей реальности.

Пытаясь отвергнуть эту реальность, герой Малковича совершает подобно древним античным героям, путешествие на край мира, где небо такое плотное и неподвижное, что уподобляется защитной сени, оберегающей путешественников. Совершая «свою Одиссею» Порт, идёт дорогой постепенного обезличивания и растворения в окружающей его действительности, что и приводит к фатальной концовки картины Бертолуччи.

Непревзойдённая картина итальянского режиссёра, сумевшего передать атмосферу безысходности и надломленности человека, который слишком поздно возвратился к самому себе.


Имя: Paprika_Vorona
Отзыв: Фильм завораживает. Несмотря на его трагичность и окровенное драматическое начало, которое дает музыкальное сопровождение в начале фильма, мне сразу захотелось побывать во всех странах мира. Сюжет может показаться в некоторых моментах весьма затянут, однако, когда проникаешься атмосферой происходящего, находишь много моментов, без которых картина уже не смогла бы существовать. Потрясающая игра актеров, заслуживает отдельной темы для разговора.

Впервые я увидела в фильме Дебру Уингер, всегда когда актрисы играют подобно ей у меня возникает внутри вопрос. Она ли все это придумала и попыталась передать через свою игру или это при помощи гениального режиссера родился на свет этот персонаж? Малкович, по моему мнению, вообще не требует никаких дополнительных слов потрясающести его игры.

Фильм оставляет след в душе и заставляет думать, даже не о самом фильме, а о своей жизни, своей сути перебывания в этом мире и конечно о загадочности всех далеких стран, в которых мы рано или поздно побываем.

10 из 10


Имя: kinoman_82
Отзыв: Экранизация одноименного романа Пола Боулза, повествующего о трагической поездке супружеской пары Порта и Кит Морсби по Северной Африке в компании попутчика Джорджа Таннера. Фильм был крайне неоднозначно принят критикой, а самому писателю (сыгравшему в картине небольшую роль) он вообще не понравился. Автор этих строк, пожалуй, присоединится к лагерю сомневающихся, поскольку фильм действительно вызвал смешанные чувства. Роман Пола Боулза, отношения персонажей которого частично основаны на личных отношениях писателя с собственной женой, называли крайне некиногеничным и очень трудным для экранизации, что действительно сильно ощутимо при просмотре. В сюжете отчетливо угадывается притча о тщетной попытке персонажей сбежать от цивилизации ради ренессанса собственных чувств, но недооценивших окружающих их местность, которая всячески разрушает их надежды на счастье по своим законам.

По сугубо личному мнению, то, что пытается снять Бертолуччи, не всегда работает в этом направлении. Заметно, что режиссер в первую очередь стремится показать огромное влияние окружающего мира на персонажей, а для этого использует каждый кадр ради погружения зрителя в атмосферу страны. Для этой цели он вновь пригласил великого итальянского оператора, «бога светотени» Витторио Стораро (номинация на премию BAFTA), и за качество картинки здесь можно не беспокоиться. Визуальная материя фильма это просто произведение искусства, такое невероятное любование окружающим миром вкупе с почти физическим ощущением тонкостей жизненного уклада страны и ее мира — настоящий образец операторского искусства, без всяких компьютерных и фотошопных обработок, чего стоит невероятно красивая любовная сцена на лоне пустыни. Но в данном случае увлеченность визуалом не всегда играет на руку, поскольку сама история (что в фильме главное) очень часто соскальзывает с ритма, напоминаю концерт по неверно разыгранным нотам. Некоторые моменты затянуты, какие-то наоборот не прописаны, иные наоборот спорные (писатель, например, резко отрицательно отзывался о сексуальных сценах), а подчас и просто невнятные и странные — например, присутствие дьявольски отталкивающего персонажа Тимоти Сполла с жуткими нарисованными прыщами вообще играет туманную роль в общем повествовании. Вообще, если первая часть картины смотрится довольно органично, то события, происходящие ближе к концу, вообще выглядят как-то фрагментарно, неорганично и даже надуманно, не давая воспринимать фильм как цельное и законченное по мысли произведение. Конечно, фильм ни в коем случае нельзя назвать плохим, скорее всего, это тот случай, когда трудный текст побеждает язык кино, и из-за этого история, рассказанная на экране, упорно не хочет принимать формы, заданные писательской мыслью.

7 из 10