Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Люми (1991) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Андрей Щербович-Вечер
  • Вита Гребнева
  • Надежда Бутырцева
  • Александр Потапов
  • Алексей Селиверстов
  • Капитолина Ильенко
  • Александр Мохов
  • Алексей Малюков
  • Владимир Белоусов
  • Юрий Сенкевич
Режиссер — Владимир Брагин
Год — 1991
Жанр — ужасы
Рейтинг по кинопоиску 6.259
Рейтинг по IMDB 5.90

Отзывы о фильме "Люми"

Имя: soundslash
Отзыв: Есть такой жанр «пост-перестроечный фильм ужасов». Жанр этот возник в девяностые, там же благополучно и загнулся. Появился он потому что почувствовав запах свободы, а также, имея запрос на нечто новое и западное, отечественные режиссеры принялись осваивать не паханное поля мейнстрима.

Получалось не очень хорошо, что вполне ожидаемо. Не имея ни опыта, ни школы, ни кадров, ни элементарного представления о типовых необходимых качествах персонажей в жанре хоррор, невозможно получить нечто похожее на западный фильм ужасов (Все же несмотря на все это, иногда получалось неплохо, например, фильм «Прикосновение» и сегодня выглядит весьма оригинально).

Поэтому оценивать «Люми» как фильм ужасов совершенно невозможно. Один только уровень нелогичности всего сюжета, странных персонажей не вписывающихся в общее повествование и тормозящих действие, ужасающего грима и много чего еще, наглухо закрывают фильму двери к оценки выше двух.

Тут перед нами скорее авторское кино, где в отличие от бандитских боевиков того же времени, эксперименты с жанром режиссеру были простительны, просто потому, что мало кто знал как к ним относиться и оценивать. «Люми» это это фильм того времени когда снимать уже было можно все, но не все знали как. Кстати, до сих пор не знают. На дворе 2013 год, не могу вспомнить ни одного российского фильма ужасов.


Имя: Cemetery_Zombie
Отзыв: В российском кинематографе фильмов ужасов не так уж и много, да и те, что есть, хочется придать огню. Я не знал ни одного фильма, который не вызвал бы нареканий; пересматривая один за другим наши ужастики, я выключал большую часть из них еще на половине, жалея об убитом времени. И уж тем более наши киноделы не породили ни одного действительно пугающего фильма ужасов. Вот что странно — обычно со временем происходит прогресс, а вот наше кино исключительно деградирует. Я говорю это, потому что фильм «Люми» — низкобюджетная лента 1991-го года выпуска — даст фору любому современному российскому фильму ужасов.

В основу сюжета положена сказка о Красной Шапочке, переделанная на современный лад. Жутковатая интерпретация выполнена довольно качественно, и нить сюжета тут не пропадает и не обрывается. Если кратко описать сюжет, то: «Охотник, чей род каждые 100 лет должен останавливать приходящих на землю созданий, называемых «люми», начинает разыскивать его; тем временем на отгороженному от цивилизации хуторе живет семья с маленькой девочкой, которым и суждено стать новыми жертвами монстра».

С технической точки зрения фильм выполнен качественно, а иные моменты получились довольно жутковатыми. Общая осенняя картина подкидывает перцу в общий котел. А еще фильм крепко так держит в напряжении.

Подводя итог, можно сказать, что фильм «Люми» — превосходный образец российских фильмов ужасов. В фильме соблюдены все каноны, и большинство сцен, призванных пугать, действительно пугают. Общая атмосфера фильма впивается в Вас с первых минут фильма и не отпускает до самого конца. Если собрались посмотреть отечественный ужастик, то отвернитесь от того, что было снято, как минимум, с 2010-го (я бы сказал что с 2000-го, но там попадаются редкие исключения), и посмотрите «Люми» — на моей памяти единственный достойный фильм подобного жанра.

10 из 10


Имя: kochetkovamariya
Отзыв: Советский мистический триллер «Люми», вольный пересказ «Красной шапочки», вышел в прокат в 1991 году — как раз на середине временного промежутка между двумя выдающимися образцами советско-российского мистического кино начала девяностых — мрачной «Семьёй вурдалаков» (1990) и безысходным «Прикосновением» (1992). Именно с этими двумя картинами о загадочных тёмных силах, чьё существование и влияние на людей невероятны, но при этом вполне очевидны, его и можно было бы сравнить, если бы не одна отличительная особенность — элементы комедии, которыми в тех лентах даже и не пахнет. Основными источниками юмора в картине являются поэт Янис («Ты можешь радоваться: я живой труп»), врач Имант («Кто здесь только не ходит — одни с топорами, другие с автоматами!») и милиционер Сигис («Всем стоять!!! Лицом к стене, руки за спину, пожарная инспекция…»): появится кто-нибудь из них в кадре — уже становится весело, а злобное чудовище, давшее фильму название, поневоле забывается. Кстати, встреча с ним ни для кого из этой троицы не прошла даром — выражение «отделаться лёгким испугом» здесь явно не подходит. Особенно это заметно в сцене, заканчивающейся следующими словами:

— Ну и кто же из вас Люми?
— Теодор Амадей Гофман…

Пугающие эпизоды, связанные с появлением монстра, в фильме, конечно, присутствуют, но они умело чередуются со смешными и нелепыми (как приказ «Лицом к стене!» в густом лесу, где кругом одни деревья). Страшная и напряжённая атмосфера триллера большей частью сведена на «нет» (спасибо юмору). Никакого драматизма. Крови почти нет. Противостояние людей и люми (не случайно слово «люми» созвучно слову «люди»), двух враждебных друг другу племён, которые уже не одно столетие подряд делят между собой эту землю и никак не могут поделить, выражается автоматными очередями, прорезающими тишину глухого леса на отдалённом прибалтийском хуторе, и лирическими откровениями очередного охотника, призванного уничтожить очередного волкочеловека: «Я ведь не убийца, я просто хочу знать — почему? Люми — это большая тайна. Я найду их и спрошу — может быть, и они что-нибудь знают о человеке? И если мы попросим их, они простят нас». А зловещие слоганы «Он пришёл в мир людей, чтобы убивать» и «Трепещите, пока вас не загрызли» нисколько не пугают. Зато радует актёрская игра: сыгравшие комичных персонажей Алексей Селивёрстов (Имант), Александр Мохов (Сигис) и Александр Потапов (Янис) отлично справились, да и Андрей Щербович-Вечер (Гумперт) хорош в роли отважного охотника.

И вообще, из какого языка пришло слово «люми»? Вероятно, из того же, что и слово «форзи» из «Прикосновения».

Вывод же относительно идеи «Люми» напрашивается лишь один: против злых сил потустороннего происхождения у людей есть мощное проверенное оружие — юмор (пусть и чёрный). Однако в борьбе против зла, имеющего не сверхъестественную, а человеческую природу, это вряд ли подействует.


Имя: Cucci
Отзыв: В нежном возрасте я был озадачен рассказом моего ровесника из семьи моих дальних родственников, будто есть такой страшный-престрашный ужастик по типу «Красной Шапочки», где, однако же, вместо волка — какое-то чучело огородное, а вместо дровосека — охотник с топором… Найти и своими глазами увидеть, напугает ли меня кинокартина так же, как этого парня, я, честно сказать, и не мечтал, потому что интерпретаций «Красной Шапочки» наснимали великое множество и в т. ч. — «ужасных» адаптаций.

Прошло лет 20, и я, просматривая рецензии одной моей здешней подруги, специализирующейся на отзывах на старые ужастики, в т. ч. редкие и малоизвестные, узнал о фильме «Люми», снятом русскими о таком доживающем свои последние месяцы государстве, как Советская Латвия. Вот, оказывается, какой фильм напугал моего родича! Надо будет ему, если его увижу, напомнить…

Посмотрел — и убедился, что это просто такой всевдолатышский ситком, напоминающий не столько ужастики про оборотней, сколько вышедшие на несколько лет после самого «Люми» фильмы про особенности охоты и рыбалки. Действительно, кроме имён персонажей, ничего латышского в фильме вроде бы и нет: даже снято не факт, что в Латвии, — вполне возможно, на банальной подмосковной турбазе. Но что поделать, если для русских Прибалтика исторически ассоциировалась с чем-то нездешним, европейским! Не случайно многие крутые шпионские детективы и холодные юридические триллеры (чего стоит хотя бы фильм «Авария» с Ростиславом Пляттом!) снимались в советское время прибалтами. Но здесь было уже не до совместных с латышами съёмок: осенью 1990 г., когда происходит действие «Люми», напряжение между русскими и «лояльными» латышами с одной стороны и латышами-националистами с другой нарастало, что в следующем 1991 г. даже вылилось в небольшие перестрелки, омрачившие в целом бескровный распад Советского Союза…

Здесь есть свои плюсы, но зачем было преподносить фильм как один из немногих наших «ужасных» кинокартин, когда тут нарочно упор делается на интересные, порой гротескные и фарсовые, ситуации, на чёрный юмор (не обошлось даже без обыгрывания классической сцены Гамлета с черепом; только здесь в роли Гамлета — вурдалак Люми, а в роли бедного Иорика — какой-то сгинувший в латышских болотах Гансик из гитлеровской Германии) и, чуточку, на «сладкий запретный плод» нашего кино — на перчик взаимоотношений полов?

Все пугалки здесь основаны сугубо на эффектах неожиданности, уже в следующем кадре оборачивающихся не тем, чего ждёшь при испуге, а чем-то безобидным и шуточным. Потому любители натуралистичного насилия и кровавого зла в кино будут явно разочарованы. Кому из ценителей кровавой резни бензопилой, к примеру, понравится, что когда оборотень затаскивает егеря на дерево, то розово-белёсое месиво, падающее с веток, — это не раскромсанные мозги несчастного, а всего лишь ошмётки бахчевых плодов, которые странноватый егерь имел обыкновение таскать с собой?

Поэтому в который раз убеждаюсь: мало какой жанр я могу назвать настолько не подходящим мне, как ужасы. Если фильм хоть сколько-нибудь позитивный в смысле игры актёров и поворотов сюжета, то мне не хватает «жести». Такова псевдолатышская сказка для взрослых «Люми». Если же в плане «жести» всё более чем, то отталкивает откровенно мерзкий и глупый сюжет. Таков псевдословацкий снафф «Хостел». Монстры же, для меня лично, — это вовсе не гиганты-оборотни и маньяки-людоеды (моё сознание прекрасно знает, что их нет или они крайне редки, а потому вот ничуть не страшно!), а вполне реальные и встречающиеся довольно часто крупные рыжие мокрицы, летающие американские тараканы и кровососущие клопы (однако, коль скоро у меня на таких существ чуть ли не фобия, смотреть про них фильмы я точно не буду).

Итак, вердикт фильму «Люми»: за ситком ставлю «5», а за собственно ужастик — «неуд».


Имя: Хорват
Отзыв: А я хотел ужасы. А не какую-то комедию без единой «пугалки». Разочарован.

Хотя, признаться, первые минут сорок фильм вполне может смахивать на этакий советский триллер. Но как только этот самый Люми встречается с Имантом — тут становится как-то и не страшно, и не смешно, и вообще хотелось завершить просмотр. Потому как Люми начал этого Иманта кидать, а тот снова поднимается и смотрит на человековолка влюблёнными глазами. Это ни в комедии, ни в трагедии не будет украшением. Хотя приподнял волк человека эффектно. Вот кабы он насадил его на какую-нибудь веточку и зажурчала бы кровищща. Если бы Сигиса не только эффектно схватили с земли и утащили в небеса, но и скинули бы его не совсем живого — вот это был бы настоящий фильм ужасов! Советский слэшер с ужасным, страшным, огромным человеком-волком. А аллюзия на «Красную шапочку» сделала бы фильм ещё более зловещим. Вот если бы, если бы…

Но увы, режиссёр сам запутался в жанрах и меня запутал — настроил на одно, а показал совсем другое.

5 из 10


Имя: Stalk-74
Отзыв: Небольшой прибалтийский фольварк притих в ожидании надвигающегося страха. Раз в сто лет здесь происходит ритуальное действо, знакомое каждому с малолетства. Страшный серый волк загрызает бабушку и маленькую девочку в красном капюшоне, предварительно проведя канонический диалог: «Почему у тебя такие большие зубы?». Знающие люди всегда читали Шарля Перро и братьев Гримм как хронику. Но большинство жителей оказалось не готово встретить на пустынной дороге гиганта в закрывающем лице потертой плащевке. И «Песня про дождь» для кого-то прозвучала в последний раз. Но потомственный охотник на люми Гумперт гостя ждёт во всеоружии. Развязка в глубоком погребе неумолимо приближается.

Фильмы, которые поразили в ранней молодости, обречены на ностальгический флёр. Им прощаешь несовершенство кадра и наивность сюжета, радуясь соприкосновению с далёкими впечатлениями. «Люми» не суждено забронзоветь в ареопаге картин-мастодонтов, переворачивающих мир. Ранние шаги уходящего советского кино по влекущей тропе жанра «психологической мистики» не могли быть уверенными. По сути, только классический «Вий» и готический «Господин оформитель» могли служить слабыми вешками на этом зыбком пути. Ну и, конечно, кассеты с дешевым забугорным трэшем, светлая память его праху.

Владимира Брагина не смутило отсутствие денег, именитых актёров, поддержки агонизирующего государства. Его единственный фильм сплавил ледяную дрожь висящего в воздухе страха и мгновенно разряжающего звенящую обстановку лёгкого, незлобивого юмора. Слабую бутафорию оборотня съемочная группа элегантно скрывала такими оригинальными штрихами, как проржавевшая каска времен Отечественной или ботинки с высокими берцами. Неприхотливые декорации замаскировали языческими капищами и таинственной лесной поветью.

Персонажей в картине не более десятка. И все они запоминаются своей выверенностью. Вот суровый романтик Андрея Щербович-Вечера — волки и только волки. Вот нескладный поэт-графоман Александра Потапова — лысеющий мужичонка с душой подростка. Инга Надежды Бутырцевой горела последним костром неразделённой любви, Имант Алексея Селиверстова балагурил вослед уходящей молодости, деревенский полицейский Александра Мохова изображал техасского рейнджера. И завершали гармонический круг единого актёрского ансамбля девятилетняя Вита Гребнева (Красная Шапочка) и восьмидесятисемилетняя Капитолина Ильенко (бабушка Эстер).

А львиную долю внимания завороженных зрителей приковывала к себе фигура люми, получеловека-полуволка, пришедшая в наш мир для выполнения загадочной, непонятной миссии. Механически трансформирующийся голос, рыжая лохматость, резкий запах псины, виртуально слышимый с экрана, впечатывал образ в память на долгие годы. Даже впоследствии шеренги оборотней от николсоновского волка до Фенрира Сивого не смогли затенить образ двухметрового исполина в плащ-палатке.

Как и положено незаурядной ленте, «Люми» не движется по узкоколейке. Кроме триллерной парадигмы, в картину вплетена лёгкость черного юморка. Шутят не только вертопрах Имант и недотепа Сигис, но даже сам люми, по-своему, по-волчьи. Вообще, во второй раз просмотра фильм предстает больше комедией, чем ужастиком, что только раздувает потянутые пеплом угольки интереса.

Мы с возрастом всё больше со скукой смотрим на продуманную и запрограммированную действительность. А в детстве сказки переносили нас в мир, где непослушных детей сажают в печь кривозубые ведьмы, и под кроватью жили призраки чудовищ. А вдруг сейчас в редком перелеске можно набрести на непомерно большой собачий след, который приведет в страшно интригующий загадками другой мир. Мир люми.


Имя: giolog
Отзыв: Для начала хотелось бы сделать отсылку к английскому слову trash. Обозначает оно мусор или хлам. Так как в кинематографе непосредственно нет такого стиля, люди приспособились обозначать этим словом непотребный либо просто плохой фильм.

О таком вот фильме и пойдет речь. Несмотря на то, что в «Люми» нет кишков или массовых убийств, этот фильм является трешем по определению — плохой фильм. До этого я говорил, что в начале 90-х годов была эра ужасного, убогого кино, именно к такому вот кино и причисляется фильм «Люми».

Фильм этот повествует о расе огромных оборотней, один из которых раз в сто лет выходит из своей общины для того, чтобы переделать сказку «Красная шапочка», то есть сожрать бабушку и внучку. После этого самец возвращался туда, откуда пришел и становился вожаком своего племени. Совершенно не понятно, каким образом они выбирали своих будущих жертв и уж тем более не понятно как охотник, в фильме это какой-то писатель-натуралист, понял за год до событий, происходящих в фильме, куда этот Люми пойдет и кого будет убивать.

Удивительно то, что создатели кино видимо, не знали или посчитали не нужным уточнить по поводу самой сказки о Красной шапочке. Охотник говорит, что Люми мечтает переиграть сказку Шарля Перро, что странно, потому что именно сказка Перро заканчивается смертью Красной шапочки, а хорошее окончание этой сказке придумали братья Гримм. В общем, в фильме мы имеем красную шапочку, ее маму, бабушку, охотника и, соответственно, волка. Кроме них несколько совершенно ненужных персонажей, которые добавляют лишний маразм в этот шедевр.

Строго говоря, непонятно, что именно хотели снять создатели «Люми». Это вроде фильм ужасов, но со временем он скатывается во что-то вроде «Шоу Бенни Хилла», где все бегают по кругу под совершенно безумную музыку.

Насчет музыки. Такой дикой вакханалии звуков я давненько не слышал, было бы намного лучше, если бы ее здесь не было вовсе.

Актерская игра не просто плоха — она убога, поэтому у меня нет ни малейшего желания о ней говорить.

Что же хорошего можно отыскать в этом фильме? Пара забавных шуток, которые меня заставили хмыкнуть, но они не стоят просмотра этого кино. Единственное хорошее в «Люми» это то, что, будучи ребенком посмотрев это фильм, я не мог спать от страха. Я уверен люди, рожденные в 80-х и тоже в детстве посмотревшие «Люми» меня поймут. Сейчас этот фильм, бесспорно, выглядит смешно и глупо, но за детские воспоминания и страхи ему большой пребольшой плюс.

По шкале послесоветского кино

4 из 10


Имя: ArmiturA
Отзыв: Современный украинский писатель Юрко Издрык в недавнем интервью сказал, что считает нынешних тридцатилетних потерянным поколением. Дети, выросшие в лихие девяностые, но сломе эпох, под аккомпанемент аудиосборников «Союз», фильмов Эйрамджана, под мягкий шелест страниц SPEED-инфо. Оковы пали и свобода взяла и встретила у входа, в результате чего на экранах отечественных кинотеатров мистер Секонд сменил мистера Фёрста. Все это безвозвратно поломало несформированное сознание детей перестройки. Невиданные звери начали выползать из своих нор, и одним из них стал чудовищный мертворожденный гибрид под названием «Отечественный Хоррор», который худо-бедно недобит и по сей день.

Не будем поминать всуе «Вия», дабы ненароком никто не провел параллели. «Люми» — это осовремененная версия «Красной Шапочки», густо замешанная на ликантропии, абсурде и внезапных вспышках псевдофилософии. Серый Волк — трехметровый гигант-оборотень в плаще и каске — рыскает по лесному поселку в Прибалтике, заезжий Охотник бегает то за ним, то от него, маленькая девочка в красной шапочке идет через лес к бабушке, мама девочки ищет, к кому бы прыгнуть в постель, пока муж не смотрит, а недотепистый полицейский мечтает арестовать хоть кого-нибудь, ибо в этой глуши правонарушителей днем с огнем не сыщешь. И все вместе они бестолково мечутся по трем локациям, натужно изображая подобие сюжета, подобие актерской игры и подобие смысла.

И если сначала «Люми» еще пытался маскироваться под хоррор — тягучая зловещая атмосфера, гигантская фигура оборотня на шоссе, неясные тени за окном, — то чем дальше в лес, тем больше фильм скатывается в чернушную комедию с гротескными персонажами, карикатурным Люми и полнейшим отстутствием старого доброго ультранасилия. Чудовище изображали два актера — один садился другому на плечи. И если в статике закутанная в плащ огромная фигура производит впечатление, то в движении весь образ буквально разваливается на части, верхняя половина живет отдельно от нижней, и оборотень больше напоминает клоуна на ходулях, а не древнее зло, раз в сто лет пробуждающееся ради того, чтобы крошить и убивать. Впрочем, остальной погорелый цирк не сильно отстает, персонажи теряются, находятся, толпятся, переигрывают, и в общем и целом кажется, что в той порноверсии «Красной Шапочки», что снял Лука Дамиано (там еще такая Бабетта, ух, какая Бабетта) больше сюжета, больше интриги и актерских достижений, чем в этом злополучном «Люми».

Для Владимира Брагина этот фильм так и остался единственным опытом в режиссуре, первый блин вышел как обычно, а далее он и вовсе забросил эту кухню, со временем закончив сценариями для российских ментовских сериалов, то есть абсолютным кинематографическим дном, где даже уже снизу не стучат. Пестрый и безумный мир русского кино девяностых сменился глубоким застоем нулевых. Фильмы, подобные «Люми», сменили фильмы, подобные «С. С. Д.», и это еще вопрос, что хуже — непреднамеренный, неумелый, но забавный и искренний фейл из прошлого или просчитанная коммерческая пустышка нового времени. Ужасы нашего городка, вервольф в глухую полночь обернулся то ли болонкой, то ли солонкой, вот такой конфуз. Конечно, это никакой не хоррор, и если бы такой сюжет опубликовали в выпуске «Интересная газета. Магия и мистика», то только в этом случае он попал бы на свою целевую аудиторию. Всем остальным же просто смешно.


Имя: Люсиль
Отзыв: Очередная экранизация сказки про Красную Шапочку в русском исполнении… порадовала. Фильм уже довольно старый — 91-ого года. В нем и штампы советского кино, но уже так тонко осмеянные, что прям прекрасно.

Вот охотник Гумперт идет по следам волка люми, который раз в сто лет возвращается, чтобы переписать старую историю. Глаза — крупным планом, как у Бандарчука-старшего в «Войне и мире». Он холоден, он знает свою цель. К нему тут женщина кидается на шею (мама Красной Шапочки) со словами «Ты такой необычный. Забери меня на свою планету!». Но он — настоящий советский охотник, отвечает: «Спасибо тебе, Инна. Я тут про волка хотел рассказать».

Юмор прекрасный. Истинно русский. Знаете, что делает волк, пока ищет Красную Шапку? Громит отечественный автопром в лице старого запорожца. А что делает Красная Шапка, когда волк ее находит? Увидите! Выражение «зал лежал» именно про этот фильм.

Всем советую, особенно тем, кто, как я, не любит отечественный кинематограф.

10 из 10


Имя: The_Hitcher
Отзыв: «- У тётушки Эстер топор украли.
— А зачем тебе топор, ты и так хорош…»

Довольно качественный советский «ужастик» с элементами тонкого чёрного и не очень юмора. Этакая вариация на тему сказки о Красной Шапочке. Не смотря на «ужасы» почему-то действует умиротворяюще, примерно как фильмы Масленникова о Шерлоке Холмсе. Рекомендуется смотреть вечером, в уютном кресле, за чашечкой вечернего кофе.