Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Благодать — отзывы и рейтинг фильма

Режиссер — Виталий Манский
Жанр — документальный
Рейтинг по кинопоиску 7.284

Отзывы о фильме "Благодать — отзывы "

Имя: dr.maximoff9992015
Отзыв: Разные чувства вызывает картина. От сострадания до омерзения, от жалости до немого укора и т. д. Вне сомнения Виталию Манскому произведение удалось, т. к. минимум оно не оставляет равнодушным и четко схватывает основные моменты бытия персонажей заброшенной людьми и, как говорится, забытой Богом деревеньки.

Картина интересна не только психологическим жанром, крупными мазками раскрывающая персонажей фильма, но ещё и историческим контекстом. Да, период середины 90-х прошлого века, талантливо заснятый и смонтированный в картине, очень хорошо характеризует вообще период того времени, — тотальное вымирание российской деревни, русской глубинки.

Без прикрас взяты персонажи фильма, их психологические, да и физические портреты. Один из персонажей фильма (пожалуй, главный) бабушка, всю жизнь ухаживающая за своей сестрой инвалидом. Несложно увидеть здесь христианскую подоплеку, да и сама бабушка в кадре ждет Пасху и постоянно говорит о Христе Спасителе. Но мне, как зрителю, увиделась во всём её быте и стиле жизни своего рода метафора и символ вообще доживания русской деревни. Как той, что показана в фильме, так и большинства других, из числа умирающих. Где у той бабушки вариантов-то особо нет, и в ухаживании за своей сестрой, которую носит на руках, она видит смысл всей своей жизни. Смысл жизни в ухаживании за сестрой карликом, переставшей с детства расти, у которой абсолютно немощное старушечье-детское тельце. Два живых персонажа, являющие собой абсолютный символ умирающей русской деревни. И бабушка и её сестра. Иного смысла существования здесь нет. И ухаживает она за родственницей с такой же ровно простотой, особо не раздумывая, как рубит голову индюку или как местные жители колют свинью. Всё просто, без рефлексий и лишних раздумий, это их вековечный быт, быт доживающих свой скудный век людей, которых для государства уже, вроде как и нет.

Молодая девушка, местная, так сказать, Мадонна, абсолютно безмолвная во всех эпизодах фильма, самый загадочный персонаж. Непонятно от кого забеременевшая (возможно и от пьянчуги деда), но, видимо по замыслу режиссера, воплощающая в себе некую юную иконописную красоту тела и духа, живущую в этой дыре, как говорится, вопреки всему, и будто являющая в себе некий элемент чуда. Пожалуй это тот самый драгоценный камень в огранке картины, без которого общий портрет (во многом убогий и омерзительный) был бы неполон. Девушка, — икона, она юное чудо, которое абсолютно неизвестно, что ждет впереди. И этим размышляющим троеточием режиссер будто не ставит окончательную точку, хоронящую обитателей картины в их тихом кошмаре, который они совершенно не склонны замечать, привыкшие к нему и слившиеся с ним. Это своего рода свет в окошке, дающий тему дальнейшей жизни и хоть какую-то зыбкую надежду на будущее.


Имя: Федор Попадюк
Отзыв: Мимолетная действительность представленная фильмом «Благодать», с легкостью довела бы жанр ужасов до икоты, конвульсий и ночных мочеиспусканий; напоминала бы драму и отвесила бы ей ароматную связку пощечин и оплеух; надругалась бы над абсурдностью и иррациональностью бытия, раскроив ее словно ножницами ткань, и обрисовав ее всякими похабными словами начинающимися на Х, Б и Ё. На фоне фантазии и воображения, что вырисовывает сценарии, насколько бы они не были трагичны и сложно переплетены, на фоне игры актеров, прирожденных театралов обучавшихся по Станиславскому, «Благодать» выигрывает своей документальностью.

В богом забытом селе с ветхими домами, перевернутыми ржавыми тракторами, угрюмо-хмурыми пейзажами, словно на лесной опушке обитали чудные зверушки, обитают не менее чудаковатые старушки, один дедушка и одна якобы оплодотворенная самим Господом Богом нашим молодая девушка, по неизвестным причинам решившая не бежать сломя голову из этого если и не ада, то наверняка чистилища. В течении пятидесяти минут режиссер Виталий Манский демонстрирует этот не богатый на происшествия быт, акцентируя внимание то на одних, то на других важных персонажей, чье самое большое достижение за всю их жизнь — съемки в фильме «Благодать».

Главными героями становятся 76-летняя Прасковья и 82-летняя Мария, которая во всех смыслах могла бы ходить пешком под стол, если бы не возраст, который собственно и мешает Марии передвигаться. За глухой, беззубой и практически лишенной разума полустарушкой, младшая сестра ухаживает всю свою жизнь, уповая на некое давнее проклятие, которое все еще можно расколдовать, заставив сестру расти. Единственный дед на все село (единственный, потому что еще не до конца спился) рассказывает истории о своей молодости, о величии деревни до прихода Советской власти, и о ее постепенном увядании. Наибольшего сочувствия заслуживает единственная девушка на всю деревню: не важно, насколько порочным или непорочным было зачатие ее ребенка, к тому моменту, когда он вырастет, ныне живущие бабушки и дедушки более или менее спокойно отойдут в мир иной, оставив ее одну в этой богом забытой окраине.

В этом и заключается основной трагизм этой незначительной документальной кинозарисовки: на примере одного незначительного селения, можно представить тысячи ему подобных, с доживающими свой век героями тех историй, которые больше не будут поведаны, и героями тех событий, о которых никто не узнает. Говоря о героях самой «Благодати» легко понять, что их уже скорее всего нет в живых, а единственное свидетельство их существование — этот не продолжительный фильм, наполненный абсурдом Отечественной действительности.


Имя: Александр Попов
Отзыв: «Благодать» — всего лишь вторая по счету в фильмографии и первая неигровая лента Виталия Манского, с первых же минут поражающая умением начинающего режиссера работать с фактурой. Русская деревня, оставленная своими «лучшими» представителями, наиболее деловыми и предприимчивыми людьми и населенная немногими жителями, завораживает каким-то сверхъестественным чувством гармонии с природой, метафизической проникновенностью рассказываемой истории двух бабушек, одна из которых — карлица. Манский, как я уже неоднократно говорил, обладает удивительно чутким монтажным мышлением, позволяющем ему выстраивать причудливые ассоциативные экзистенциальные параллели.

Чего только стоит сцена воображаемого сна карлицы, в котором она видит таблички с могил близких людей и от ужаса просыпается! Манский никогда не работает в рамках кондового документализма, выстраивая удивительно точные, емкие символы высочайшего уровня, масштаба игрового кино, в этом смысле постановщик раздвигает границы документалистики, когда работает как настоящий художник. Все персонажи исполнены чудного витального колорита, чаруют непосредственностью поведения перед камерой, но благодаря усилиям режиссуры и монтажа картина вырастает в таинственную притчу о непостижимости бытия.

Почему мы так живем? Способны ли мы заботиться о ближних? Кто нам наши ближние? Все эти христианские вопросы звучат в картине проникновенно и глубоко, ведь она начинается с кадра протянутой руки, в которой находит приют маленькая длань карлицы. Некая бабушка ухаживает за карлицей, возможно, ее родственница, возможно просто сердобольная старушка: моет ее, убирает за ней, гуляет с ней, одним словом, оказывает ей так необходимые ее сердцу знаки сострадания. Еще два героя фильма — пьющая пара, у которой нет ни минуты, чтобы сально не пошутить, не посмеяться над жизнью, но их духовный недуг показан Манским беззлобно, без обезображивания человеческой души авторским сарказмом и цинизмом.

«Благодать» — маленький пятидесятиминутный шедевр, чего нельзя сказать о первой (и, к счастью, единственной, ведь игровое кино — не его стихия) игровой работе Манского «Еврейское счастье» — нудной и заунывной зарисовке из жизни советских эмигрантов. «Благодать» покоряет богатством и жизнестойкостью русских характеров и бытовой фактуры на обескровленной демократическими и социалистическими экспериментами земле. Настоящее зрительское счастье — смотреть такое кино!