Лучшие фильмы - отзывы и рейтинг Топ 10 самых лучших! Рейтинги, обзоры, отзывы.

Афганский излом (1991) — отзывы и рейтинг фильма

В главных ролях:
  • Микеле Плачидо
  • Татьяна Догилева
  • Михаил Жигалов
  • Филипп Янковский
  • Алексей Серебряков
  • Нина Русланова
  • Хашим Рахимов
  • Кием Якуб
  • Артур Уваров
  • Юрий Кузнецов
Режиссер — Владимир Бортко
Год — 1991
Жанр — драма
Рейтинг по кинопоиску 7.581
Рейтинг по IMDB 7.00

Отзывы о фильме "Афганский излом"

Имя: moses1161
Отзыв: Авторы рецензий, и на КП, и на других ресурсах, заостряют внимание на политическом символизме этого фильма. Исходя из этого, они строят свое к нему отношение, положительное, либо отрицательное. Об этом написано так много, что этого я касаться не буду, так как все эти соображения к данному фильму отношения не имеют. Люди исходят из своей политической ориентации;

Неоконсерваторы ругаются. Те из них, что владеют инсайдерской информацией (проходили военную службу в Афганистане), указывают на многочисленные киноляпы, что мол, и на минах не так подрываются, и машины не тогда взрываются и т. п. Иные развивают мысль в русле «такими фильмами довели Страну».

«Либералы», напротив, восхваляют. И тем ещё больше грешат против истины, нежели их оппоненты.

Фильм наполнен нелепостями не только с точки зрения военного дела, о которых я судить не могу, но и ошибками чисто кинематографического плана. Такое ощущение, что авторы фильма постоянно забываются, что за фильм они снимают: антивоенный, или тупой боевик наподобие Рэмбо 3. То есть, судя по характеру диалогов, мы должны догадываться, что антивоенный. Но удерживать это в виду трудно, когда начинаются боевые сцены.

А герой Микеле Плачидо, он ведь хороший человек, да? Потому, что если он плохой, то надо было взять на роль другого актёра. Того, у которого типаж злодея, или ничтожества, или «человека в себе» (как Мэтт Дэймон). Почему я, простой обыватель, должен учить подбору актёров?

Микеле Плачидо — отличный мужик. Он себя не пожалеет, лишь бы защитить слабого и покарать злодея. А вместо этого мы видим, как он на каждом шагу поощряет военные преступления, простецки изменяет жене, предаёт союзников, выслуживается перед командованием, усердствуя в деле опеки генеральского сынка…

Очень странные диалоги. Речи героев насыщены вульгаризмами. С одной стороны, это — характерная черта времени. Чего стоят творения среднеазиатских киношников того времени. Раньше цензура фильтровала не только крамольные мысли, но и вполне адекватно берегла наше психическое пространство. Вот, к примеру, для чего нужна линия солдата, который мастурбирует, и очень боится в этом признаться? С другой стороны, зачем старослужащий так настойчиво добивается от солдата такого признания? Что это даёт? На что это влияет? Может, это тонкость, понятная лишь тем, кто служил в Афгане? Так или иначе, я ждал развития этой линии. Не потому, что меня очень занимает мастурбация, а просто потому, что эта линия должна была развиваться по закону кинематографа. Это как ружьё, весь фильм провисевшее перед носом у зрителя, но так и не выстрелившее. Или это остроумная манипуляция стереотипами и городскими легендами? Мол, вот он дрочил, и в итоге ослеп, хотя, выросли ли у него на ладонях волосы, нам так и не показали…

Резюмируя свою рецензию, скажу, что фильм слабый. Ну просто мало внимания уделили сценарию, монтажу, постановке. Вполне хорош для итальянского «спагетти-борщ-кебаб-вестерна», но очень слаб для советского кинематографа, к тому времени ещё не погибшего окончательно. Халтура и дешевка.


Имя: A I
Отзыв: Очень хороший фильм.

Великолепный сценарий, наглядно показывающий картину происходящего в целом, и в то же время искусно нашпигованный массой деталей, делающих эту картину еще более живой, осязаемой и понятной. Бортко тоже молодец, благо тогда еще не знали формул производства блокбастеров, и постановку не сноосит ни в «игры в войнушку» по-голливудски, ни в чрезмерный пафос, ни в примитивную мелодраму. Поэтому, действительно, фильм выглядит очень правдивым. А это, ребята, цепляет куда мощнее, чем тучи взрывов и шквал очередей «9-ой роты». О том, что главного героя играет итальянец, забываешь мгновенно. Плачидо очень хорошо подошел на эту роль. Да и в целом актерский ансамбль заслуживает самых лестных отзывов.

Вообще, фильм выглядит эдаким прощальным приветом уходящему, как советские войска из Афгана, кинематографу СССР, с его такими вот беспретенциозными, но так берущими за душу фильмами, с по-настоящему хорошими сценариями и безукоризненной актерской игрой. Когда, посмотрев кино, не задаешь себе вопрос «зачем эти люди взялись за такую серьезную тему?», а, напротив, всецело проникаешься и приходишь к выводу, что лучше и рассказать-то нельзя было.
Как итог: фильм держит под впечатлением еще долго после просмотра. Ну а кадры с «Черным тюльпаном», несущим «к русским зарницам ребятишек домой», под песню Розенбаума не забыть уже никогда… Как у Высоцкого:»… мне, не знавшему пуль, показалось, что и я где-то здесь довоевывал невдалеке». Такая оценка фильму говорит сама за себя.


Имя: LennoxL
Отзыв: Навеяно недавним фильмом «Братство» Павла Лунгина….

Владимир Бортко снял фильм практически по горячим следам вывода войск из Афганистана, поэтом поднятые темы были еще свежи в памяти людей. Наверное, не сорву покровов, но при всем том, что фильм критиковали, в основном он жизненно снят и «режет по живому».

Не знаю, закладывал ли режиссер пацифистское начало в идею съемок, но буквально первые кадры показывают всю неприглядность войны и разницу менталитетов воюющих сторон. Дальше происходит нагнетание реальности происходящего по сравнению с лозунгами из уст руководства. Война осточертела воюющим солдатам и офицерам, разве, что тыловое обеспечение извлекает маленькие гешефты из дефицитных товаров, как тонко отмечена разница в товаронаполнении воюющего Афганистана и страны посылающей туда войска для выполнения интернационального долга. А крах официоза очень точно показан в моментах поездок в духаны и ужина у генерала, когда шкурничество и демагогия прикрываются высокими словами. А вся бессмысленность и мерзость вмещает последний эпизод, когда у героя не остается сил для продолжения жизни и службы, и он делает отчаянный выбор.

Но не только этим запоминается фильм, он наполнен простыми, живыми людьми в далекой стране, у них свои страхи, желания и все они разные. Приехавший за наградами и дефицитом сын генерала, не плох, он такой как есть и его непонимание куда он попал, сыграет с ним жесткую игру. Командир разведчиков понимает бессмысленность войны, обреченность своего выбора, но выполняет свой долг офицера до конца. Очень хорошо изображены тыловики, эпизодами, но емко и доходчиво оказаны их желания. Даже своеобразный любовный треугольник есть комроты — комполка — медсестра, и признаться честно, выбор для героини не однозначен. И простые солдаты показаны хорошо, деревенские и городские, они разные, но как хорошо показаны характеры. И Вася, и сержант Арсенов, и Иванов и другие проходят все круги армейского и боевого быта, дедовщина также присутствует, но в критический момент они думают все — таки не о ножах душманских или магнитофонах, а о товарищах, пусть и не картинное, но братство присутствует.

Актерские работы в этом фильме великолепные — даже Микеле Плачидо, хорошо сыграл советского офицера, извечная дилемма «кто виноват и что делать» им хорошо показана, и отчаяние смотрится не наигранным. Хорошо сыграл Михаил Жигалов командира полка, которому и человеческое не чуждо, но и карьерные вопросы берут свое, и сомнения он умеет держать при себе. Хорошо смотрелся Алексей Серебряков в роли сержанта — срочника, у него своя боль и свои мечты, его слова не несут обиды на командира, они вызваны непониманием происходящего с командиром. И пробирает до глубины души, когда его герой несет на руках погибшего товарища. А как хороши в женских ролях Догилева и Русланова. Если драматическая история Кати в исполнении Догилевой не вызвала удивления, а молитва перед Богородицей в журнале сыграна вообще великолепно. То Нина Русланова в роли соблазнительницы со шкурным интересом Тани вызвала удивление и любование, сильная она актриса.

Очень сильная и хорошо снятая военная драма, где реальностью происходящего и надрывом дышит каждый эпизод. И конечно «Черный тюльпан» Розенбаума лучше передает трагизм войны, чем Егор Летов с «Мамой -анархией» (не удержался, помянул «Братство»).


Имя: ludosopher
Отзыв: Всегда знал, что есть такой фильм про Афганскую войну с Микеле Плачидо в главной роли. Но имелось стойкое предубеждение, что это плохое перестроечное кино (т. е. чернуха в стиле «Маленькой веры» или «Аварии — дочери мента»). И идея снять знаменитого комиссара Катани в роли советского офицера казалась мне неестественной. Как будто стояла главная задача снять Микеле Плачидо в нашем кино, а в каком — неважно.

Но вот всё же решил посмотреть через 20 лет. Смотрю титры в начале — режиссёр Владимир Бортко. Вот это да! Оказывается «Афганский излом» сделал один из моих любимых режиссёров, автор «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты», «Бандитского Петербурга». Вот если бы знал — давно бы уже посмотрел!

И действительно фильм оказался отличным. Поддерживаю предыдущие рецензии. Микеле Плачидо органично вписался в советскую армию, вообще в войну. Он создал образ не просто добросовестного офицера, но человека трагично одинокого на войне. «9 рота» — это война в гламурном стиле, а «Афганский излом» — настоящая военная драма.


Имя: Товарищ Комисар
Отзыв: Финал советской эпохи, финал агрессии и прочих атрибутов несправедливости режима. Вроде бы и перестройка, вроде бы и дружба с западом, только война оставалась прежней. Что впечатляет, так это то, что убежденный коммунист Бортко не стал изменять своим идеалам, когда, казалось бы, стало модно стаей харкать накопившееся на режим и советскую армию.

Вот перед нами весьма культурный и красивый паренек, прилетевший за 2 дня до эвакуации под начало простого и приятного майора, который говорит с пацаном обо всем, кроме войны, например, как обстановка городе, какие здесь девушки, где купить магнитофон и так далее. На контрасте с молодым пареньком, показывают озверевшего от войны сержанта, устроившего дедовщину и сжигающего живьем талибского пленного. Дальше — разговоры, напряженные темы, секс, случайная смерть карлика-продавца на рынке, и буквально, чуть-чуть войны. Переходный композиционный момент резкая засада полностью изменившая, почти всех героев. Дальше — только спойлеры.

К сожалению, Владимир Бортко (к слову, внук репресированного) уделят мало внимания к перестрелкам и взрывам, зато смакует жуткие последствия локальной, но роковой бойни. Режиссер утверждает, что западное кино не смотрит, хотя я считаю, что смотрит и небезосновательно. В определенных моментах видны неприкрытые цитаты из Взвода и Цельнометаллической оболочки, но благодаря оранжево-коричнево-черной цветовой схеме, это практически не читается.

Микеле Плачидо, сыгравший советского офицера и озвученный покойным Янковским уж очень хорош, если не сказать больше. Он жесток и убедителен, пожалуй, первый подобный образ в советском кинематографе. Филипп Янковский ну просто милашка, почти голливудская внешность с абсолютно пионерским построением фраз и логикой, кажется должен был стать кумиром советских девчонок, но не срослось, ибо мало кто посмотрел этот фильм и мало кто его помнит, а стоило бы. Гораздо мощнее Маленькой Веры и прочего перестроичного мусора.

Технически у фильма нет никаких проблем, честно. И оператор молодчина (погибший во время съемок), и танки на месте, и декорации, словом, все очень и очень здорово. С художественным подтекстом и открытыми деталями все на уровне. Девушки, напевающие в начале песню Пугачевой «Время не вернуть назад», через призму этого женского хора и некой безысохдности происходящего воспринимается втройне трогательно. Сцены операций давят на живое, несправедливость по отношению к ребятам без связей наверху то же. Не все герои белые и черные, а как правило, размыто серые — война так перемалывает людей, что и благородный офицер советской армии будет толкать сепаратистам оружие без угрызений совести, хотя показан абсолютно добрым.

Темп фильма неторопливый, в нормальном качестве не найти, но пропускать ни в коем случае не стоит, ибо он в десятки раз приятней клиповой 9 роты. Только чрезмерная перестроичность и лишенность лоска мешает поставить ему 8, а то и 8,5. Отсутствие музыки что это? Вот не знаю, то ли нехватка бюджета, то ли намеренное желание сосредоточить зрителя на картинке. Но это все придирки, ибо в подобном кино легче искать недостатки, нежели достоинства, коих немало. Так же существует еще и итальянская версия, с существенными различиями. Рекомендую посмотреть сначала ее.

7,5 из 10


Имя: aectann
Отзыв: Самый правдивый фильм об афганской войне. И даже природа похожа на афганскую. Я знаю, так как родился и рос в 100 метрах от афганской границы Все снято честно и правдиво, без преувеличения и красок. Тут тебе и дедовщина в армии, жизнь и участь полковой жены блистательно сыгранная Татьяной Догилевой и поездки в кишлак, закупки в духане где можно было достать все то что не достать в Союзе и сам период вывода войск где уже не понятно кто с кем воюет, кто с кем мирится, кто с кем торгует. Да и сцены боев поставлены достаточно неплохо.

Тут нет спецэффектов 9-ой роты, но по всем остальным показателям этот фильм опережает роту Бондарчука на 2 головы, режде всего подкупая своей правдивостью. Отличные роли сыграны Микеле Плачидо, Алексеем Серебряковым и уже упоминавшейся татьяной Догилевой, да и песня Розенбаума про Черный Тюльпан звучит очень даже к месту. В общем всем кто хочет увидеть как ЭТО было надо держать этот фильм в своей коллекции.

10 из 10